Рецензия на книгу Воздух, которым ты дышишь от rina_rot
Не читайте эту книгу. Вы же не настолько сильно любите Бразилию, чтобы в каждой строчке встречать ритмы самбы, не только знакомой нам зажигательной и карнавальной, но и «первобытной», рождающейся прямо на глазах самбы де роды, или тихой и льющейся изнутри предтечи босса-новы. Вы же не хотите постоянно спотыкаться о крикливые звуки куики, скрежет реку-реку, энергичное постукивание тамборима и голос гитарных струн? И, скорее всего, вам надоест слушать о переживаниях и мытарствах героев, постоянные беседы об их чувствах и музыке.
Кроме ритмов самбы, в книге есть две основные героини. Первая, Дориш, невзрачная, родившаяся на плантации по слухам от непутёвой матери, никому не нужная, чудом не выброшенный умирать в тростниках младенец. Её взяли работать в господский дом, но и там, естественно, она оставалась чем-то вроде мебели. Вторая, Граса, хозяйская дочка, симпатичная и броская, всегда привыкшая получать, что хочет, капризная и не слишком умная. Казалось бы, что их связало? Не удивительно, но музыка. Обе хотели связать с ней свою судьбу, обе хотели вырваться из этой жизни на плантации, где все их роли заранее предопределены, в большой мир.
Что ж, их мечты не останутся только мечтами. Только что они получат взамен? Девушки живут в достаточно сложное время, до и после Второй мировой. В Бразилии это годы диктатуры Жетулиу Варгаса. Однако девушек и других героев-музыкантов, кажется, это не всегда волнует, они погружены в творчество, создание нового слова в музыке, в свои выступления, будто находятся в отдельном собственном мире, где бы они не были: в засаленных кабаках или на нормальных площадках.
Вся история изложена в виде воспоминаний от лица Дориш, той самой невзрачной девушки. И я считаю, это отличный ход автора. Мы знаем, что творилось в душе Дор, прекрасно понимаем, что с самого детства и всегда она чувствовала себя ненужной или в тени, хотя бы той же Грасы, хотя была умна, талантлива и деловита, на ней многое держалось. Мы видим её душевные метания, привязанности, её желание значить ещё больше, всё вокруг Дориш будто меряет музыкой, с помощью неё она пытается выразить существующие в ней чувства, которые невозможно высказать в реальной жизни словами. При том мы понимаем, что кое-что в её воспоминаниях или восприятии ситуаций может быть ошибочным. У нас нет шанса узнать историю с других точек зрения, нам недоступны мысли и чувства взбалмошной и жаждущей быть желанной зрителями, яркой Грасы. Может показаться, что хоть в тексте и посвящено много страниц Грасе (ведь истории девушек неотделимы друг от друга), но мы её на самом деле-то и не узнали по-настоящему. Потому что все сложности её характера и поступков нам известны со слов Дориш, а кто даст гарантии, что память ей не изменяет и что она не была во власти иллюзий? Граса так и остаётся недосягаемой звездой, своего рода мифом под псевдонимом София Салвадор.
Видно, что автор хорошо поработала, изучая тему этой музыки. Думаю, она хотела показать, что Бразилия — это больше, чем карнавалы и самба школ танцев, больше, чем нищета и жестокость трущоб. Сама я, читая книгу, не редко включала те или иные мелодии и песни, поглядела несколько видео с Кармен Мирандой, внешний облик которой послужил источником вдохновения при создании образа Грасы. У меня получилось погрузиться в историю. По моему скромному мнению, у писательницы получилось достигнуть того, что она хотела показать.
Но читать не советую, вам точно не понравится. Зачем вам эта Бразилия с её самбой?
#полуночный_экспресс
Наверное, я последую совету, раз он так часто повторяется х) Да и такую музыку особо не слушаю. Вот есть вопрос, правда, а Дориш, что не стала звездой?..
@7admeta7, СПОЙЛЕР (раз не будете читать:)) крутой звездой нет. Они типа вдвоем начинали с Грасой, а потом Дориш отпала, она писала слова к песням. Но однажды они с музыкантом (из группы, которая с Грасой выступала, он там тоже главный герой книги) придумывали себе песни параллельно с написанием песен Грасе, даже новый стиль музыки почти сделали, и их пластинки крутили в родной стране. Так что смотря в каком смысле звездой))
Я читала и мне не понравилось именно то, что очень много Бразилии. Не зашёл мне местный колорит) Так что, да, не читайте, если не настолько сильно любите Бразилию)
вот я смотрела в сторону этой книги и как раз огромное количество Бразилии оттолкнуло. Не чувствую, что это моё.
@marty_murr, что же я тут одна такой любитель Бразилии?:)) на самом деле я не прям их культурой увлекаюсь, но мне прям такое сейчас хотелось почитать. И ещё время на музыкальное погружение было. Без этого бы скорее всего 7 поставила б
@rina_rot, мне никогда в голову не приходило полюбить Бразилию:D Возможно стоит открыть для себя что-то новое))
А любителям бразильских сериалов зайдёт? А то страну я плохо знаю, а вот из сериалы в конце 90-х начале 00-х))
Как то получилось отговорить от прочтения книги) Слишком много Бразилии))) А рецензия хорошая)
В моей голове произошел диссонанс - читаешь "не читайте эту книгу", поднимаешь глаза, а там оценка 8)) Мне последнее время прожужжали все уши про самбу, сальсу и т.д но только на Кубе)
@Tatuys, @mariabobrova, @areliya, @marty_murr, не знала, кому и как ответить, решила сразу всем!)
Там не то чтобы как в сериалах: о, Жосе, я тебя любила, а ты меня предал!:D Есть определенные политические и социальные ситуации того времени и они влияют на сюжет. Но больше о музыке, и музыкальных терминов достаточно много (не навалом и их реально погуглить), и я прям советую, когда видишь термин муз стиля или инструмента, послушать саму музыку любую, так прям реально погружаешься в то, о чем речь. Стиль повествования обычный, ничем не отличающийся, автор всё же американский, хоть и родилась в Бразилии.
Цель больше передать дух такой разной и своеобразной страны, а не только, как у иностранцев в сознании: карнавалы, перестрелки в фавелах и (конкретно у нас) рабыни Изауры:)) хотя плантация там будет вначале:)
Очень красивое название у книги, но читать точно не буду, раз там музыка и самба...была бы только Бразилия, то я бы подумал :D
@vandal, ну там есть еще диктатор Жеже, один из районов с кабаками и Мадам Люцифер (который мужик, главный бандит на районе и который участвовал в конкурсе костюмов во время карнавалов). И много музыки, ага)))
@rina_rot, вот это всё интересно, ибо историю Бразилии вообще не знаю. Ну ладно, всё, кроме Мадам Люцифер :D
Но вот рассуждения о бразильской музыке меня очень беспокоит...
@vandal, там были вставки про историю того времени, конечно: про падение сахрано-тростниковых империй, про дела диктатора и аресты коммунистов и тд, про его нац политику: чтобы, например, национальную музыку крутили. Но было всё как бы фоном (хотя влияло на события порой), герои сами там признавались, что всё это не замечали якобы, а были в своем мире музыки.
Так что чисто для знакомства с историей не подойдет. Но например, я так сильно страной не интресовалась, но пропиталась духом и хочу теперь что-нибудь еще узнать))
как только пишут "не читайте", первая мысль - ннадо прочитать)) правда дальше поняла, что не надо, Бразилия все таки не мое, и я не хочу все то, что ты перечислила)