Рецензия на книгу Ущелье дьявола от neveroff
Нестандартная книга для творчества Александра Дюма.
Во-первых, действие происходит в Германии, а не во Франции.
Во-вторых, роман хоть и исторический (в том числе и для самого Дюма, не только для нас), но это уже "недавнее прошлое", а не возврат к эпохе Людовиков: время действия - накануне войны 1812 года, самый расцвет мощи Наполеона Бонапарта.
В-третьих, произведение представляет собой не приключения на фоне политических событий, как обычно у автора, а серьезный психологический экскурс в мозг зла. В общем, Дюма-отец попытался по своему переосмыслить историю и трагедию из Фауст Гёте. Вот только Мефистофель у француза является самым обыкновенным человеком...
Итак, с самых первых страниц нам подают на блюдечке двух главных героев-студентов - богатого аристократа Юлиуса и его "друга" Самуила Гельба. В кавычках потому что они братья, просто Самуил - незаконнорожденный. Ну и идут по жизни как приятели, а не как родственники. Однажды во время прогулки парни знакомятся с юной, чистой девушкой Христиной. Юлиус, как натура романтичная, влюбляется страстно, причем - взаимно. А Самуил, как натура расчетливая внешне инстинктам младшего братишки потакает, но сам тут же замысливает всё вокруг себя испачкать и испоганить. Как обычно. Пусть и ценой чьих-то страданий и даже жизни - стопора у мальчика нет.
Помимо отношений в любви нам покажут и подпольную политическую организацию, где парни тоже отличаются соответственно их характерам - один по трупам наверх, другой - робко, без желания и ровно настолько, чтобы "никто ничего плохого не сказал".
Но главная тема, конечно, - искушение добра злом. Оно тут подается с разных сторон, т.к. манипуляции проводятся над разными людьми, как по отдельности и тайно, так и массово причем в открытую. Интересно.
Личность Самуила Гельба однозначная - самовлюбленный, обиженный не признанием себя как отпрыска знатного рода, обиженный на весь мир подонок. Но со своими принципами. В современных детективах, да и в психиатрии, он бы считался или психопатом, или шизофреником. Как минимум из-за полнейшего отсутствия эмпатии. Однако ум, фарт и принцип "я никогда не лгу" делают его не плоским Юрайа Хиппом, а скорее Дорианом Греем с замашками тирана или еще не раскаявшимся Раскольниковым, не только философствующим, но и действующим серьезными масштабами.
Личность Юлиуса менее однозначная, хотя не менее отвратительная. То ли Дюма не работал с этим персонажем как следует, решив, что раз назовет его положительным, то все читатели согласно и послушно закивают, то ли действительно задумывал показать двубокость паренька исключительно намеками - не знаю. Но факт остается фактом: Юлиус, конечно, романтичен на полную катушку, но в первую очередь в нем проявляется эгоизм и трусость. Эгоизма больше. Жену, отца и дядю он любит без вариантов, но главное, чтобы эта любовь не мешала ему наслаждаться гульками, привычным общением и другими развлечениями.
Личность Христины показана по накатанной. От здравомыслящей девушки к жене-в-смятении и до истерической матери. Ситуацию в конце понять можно, тем более с учетом времени, просто на мой взгляд такая безумная бессмысленная паника, которую нарисовал Дюма, не свойственно конкретно этому человеку. То есть я воспринимаю как то, что даму всю книгу ломали-ломали и вот стресс доделал начатое людьми... Либо придется занести в минус автору как недопонимание героини.
Остальные персонажи (в том числе безымянные) интересны по большей части с позиции их взаимоотношений с Самуилом Гельбом - как кто реагирует на этого Мефистофеля-во-плоти. А к моему удивлению большинство реагирует одинаково: с преклонением и раболепством. Исключение - политическая анонимная ячейка, но там люди под масками, возможно весьма высокопоставленные герцоги всякие, им по происхождению не положено. Объяснимо подобное и со стороны купечества и ремесленников. Понимаю и привязанность карманной собачки-Юлиуса - он сам по себе реально ни рыба, ни мясо, а благодаря старшему брату умудряется прикоснуться к граням необычной жизни.
Но почему автор замел под одну гребенку всех студентов и профессоров целого университета? Вот прям все до единого встали в общую колонну по четыре, как советские пионеры, и побежали пресмыкаться? Да, какая-то часть так бы и сделала, но не все же. Да даже не половина бы так повела себя. Это не реалистично. А значит мало вероятна и вообще та странная длительная сцена с "эмиграцией".
Или все же у Самуила Гельба мозг Оттона Первого и ораторский дар Гитлера, а писатель не сумел это донести безупречно, чтобы читатель не имел шанса засомневаться?
А в целом роман хороший, тем более необычно было увидеть подобное у автора, обычно не страдающего интересом к внутреннему миру отрицательного героя.
#БК_2021 (Книга, написанная вашим тезкой)