Рецензия на книгу Тайная история от theraspberry

ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ ㅤㅤㅤㅤ ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ Μηδένα προ του τέλους μακάριζε.
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ ㅤㅤΗρόδοτος
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤНикого не называй счастливым до его конца.
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤГеродот
ㅤПятеро студентов убивают своего друга — об этом сказано на первой странице книги. Достаточно интригует, верно?
ㅤТайна смерти Банни — это то, что манит за собой по тропинке сюжета, и вызванные ею вопросы постоянно не дают покоя: почему его убили? как это произошло? к каким последствиям это привело? что чувствовали персонажи до, во время и после убийства?
ㅤМне кажется, всех людей смерть интересует и притягивает своей непостижимостью для живых. «Тайная история» словно приоткрывает завесу энигмы, которая волнует больше всего, и даёт взглянуть сквозь узкую щёлочку. Если призадуматься, ничего нового о сущности смерти книга не раскрывает, однако описания из прошлого живого человека, который, как известно читателям, уже мёртв, сама сцена убийства, в которой в одно мгновение Банни жив, а в другое — неподвижен и бездыханен, а также его похороны создают иллюзию, что ты ходишь на грани между жизнью и смертью и можешь прикоснуться к неведомому миру, протяни только руку.
ㅤКаждый человек имеет возможность в миг оборвать чужую жизнь другого человека, но имеет ли на это право? Меняется ли как-то человек, воспользовавшись такой возможностью случайно или специально? Группа друзей, за которыми мы следим во время прочтения, по-разному воспринимает произошедшее, и по-разному на них это влияет. Убийство может дать почувствовать власть и силу, полностью разрушит любую веру в себя или пройдёт мимо, никак не задев тебя? Как по мне, любое из этих последствий звучит ужасающе. Действия и решения некоторых персонажей до и после убийства являются пугающими, но те, кто беззаветно следуют этим действиям и решениям, заслуживают понимания или осуждения?
ㅤНесмотря на все несчастливые события, по-настоящему жаль Банни мне было лишь во время его похорон. Именно по похоронам можно судить о том, насколько ценен был человек при жизни. Из похорон Банни устроили фарс, представление похлеще голливудских фильмов, а всех людей, кто действительно скорбел по Банни, можно было посчитать на пальцах одной руки. Банни, бедный Банни, кто-то будет по тебе скучать..?
ㅤУ Донны Тартт имелись и другие козыри в рукаве для сюжета, так что последние страницы были насыщенными и привели к неожиданной концовке. Вот что забавно: к большинству происшествий романа привели именно импульсивные действия… и снова появляются вопросы: а можно ли судить о личности лишь по импульсивным действиям? Импульсивные действия, приведшие ко злу, можно позже назвать ошибкой? А если человек раз за разом совершает импульсивные действия, приводящие ко злу?
ㅤХоть сюжет и предложил немало, главное для меня в «Тайной истории» это всё же вовсе не сюжет, поскольку порой в нём отсутствовала динамика, порой он развивался лишь за счёт диалогов, а не за счёт присутствия в действиях персонажа, от лица которого рассказывается история. Больше всего меня поразило и неустанно влекло за собой виртуозное писательское мастерство Донны Тартт.
ㅤЯзык романа филигранен, он скроен из объёмных описаний, мгновенно перемещающих тебя в угрюмый осенний лес, или за деревянный стол в мрачную комнатушку колледжа, где ты пытаешься делать домашнее задание по греческому, или в светлую благоухающую классную комнату Джулиана, чей мягкий голос уносит тебя в древность или в глубины сознания для размышления о Красоте и Страхе. Писательница сумела пропитать «Тайную историю» определённым спектром холодных и блёклых оттенков (тёмно-коричневый, серый, чёрный, тёмно-зелёный, чёрно-синий и др.), не сравнимыми ни с чем ощущений и чувств (одиночество, тревога, предчувствие чего-то, страх, опьянение, головокружение, нечеловеческий холод, внезапный восторг, недоверие), а также звуками (бьющиеся о стекло капли дождя, далёкая вечеринка, стук двери, заведённый двигатель автомобиля, приборы в столовой, чтение вслух на греческом, монотонный голос Генри) и запахами (мокрая пыль, дождь, бензин, сигареты, дорогой алкоголь, деревянная мебель, страницы старых книг).
ㅤИменно благодаря такой атмосферности «Тайной истории», Донна Тартт и считается основоположницей так называемого концепта «тёмной академии», и, полностью прочувствовав, что это значит, невозможно перепутать подаренные книгой ощущения с чем-то иным. Чтение книги в оригинале только обострило — возможно, и улучшило — мои впечатления, придав налёт таинственности и непривычности (я впервые прочла такую большую и сложную книгу на английском полностью).
ㅤПосле того, как я закончила «Тайную историю», я призадумалась, почему мне не было грустно с ней расставаться, и поняла: я совсем не привязалась к персонажам. Мне было интересно наблюдать за ними; благодаря развитому чувству эмпатии, я сочувствовала им и их невзгодам, хотя не все их действия соответствовали моим моральным принципам. Но я не подружилась ни с одним и ни с одной из них, никто из них не был мне близок, ни одно из их качеств не отозвалось во мне. Все они эгоистичны, ведут безответственный образ жизни и полагаются на своих богатых родственников. Только Ричард, пожалуй, является исключением — в нём и сострадание проскальзывает чаще, чем в других, и больше самостоятельности, — но и он стремится походить на друзей.
ㅤЭта книга не стала моей любимой, но она точно была особенной. Хэмпденские мрачные пейзажи ещё долго будут мерещиться мне во сне и наяву. С нетерпением жду того, что мне может предложить искусница Донна Тартт в других своих книгах.