Рецензия на книгу Пищеблок от Reznor
От своих знакомых-книгочеев о романе «Пищеблок» я слышал только плохое. Понять почему можно: для написания книги автор избрал заведомо проигрышную тактику «сесть на все стулья сразу». Создаётся впечатление, что в сюжете, хотя бы мельком есть если не всё, то многое. Такой стиль близок немногим.
Детская проза, вампирское фэнтези, остросюжетные приключения, любовная линия, слабые отголоски детектива – всё это втиснуто в рамки одного произведения, но втиснуто, стоит отметить, качественно, всё-таки писать и держать внимание читателя Алексей Иванов умеет, это ещё при чтении «Тобола» мною было замечено. Параллельно автор пытается заигрывать с постмодернизмом: играет в человека, закрывающего вопрос Советского Союза для нового поколения, утрируя и доводя до абсурда всё то плохое, что безусловно было в стране. Пытается допрыгнуть до уровня Виктора Пелевина и Омон Ра. Вот тут не получается. Во-первых, поздновато взялся, ниша уже давно заполнена. Во-вторых, вряд ли это вообще актуально для молодого поколения, СССР для них это что-то из далёкого, невозвратного прошлого, что-то, что у большинства молодёжи не вызывает никакого интереса. В-третьих, даже я, не будучи поклонником страны Советов, вижу, насколько желчен автор в своих начинаниях. Это не лёгкий троллинг и стёб, это отторжение и ненависть. И эти настроения неизбежно через текст передаются читателю.
Начать хотя бы с названия. Что за отвратительное слово «пищеблок»? Если бы эта книга была первой в писательском багаже Иванова, её бы никто не купил. Дальше – одного из персонажей зовут Серп. Чуть позже по сюжету появился и Молот. Как это трогательно, подумал я, Серп и Молот, нужна ещё Звезда. Субординация, иерархия, стукачество, показные порки, законы и традиции – на протяжении всего сюжета. Отдаёт не детским пионерлагерем, а неприветливой зоной. Страницы текста пестрят фразами в стиле «Кто не все – того накажем», «Будь как все, иначе кранты» и всё в таком роде, впрямую показывая, насколько однородными и серыми якобы были массы в то время. Проводная идея, суть которой в том, что злые вампиры олицетворяют кровавый советский режим, во-первых, была подсмотрена у Ильи Масодова и его трилогии Мрак твоих глаз, а во-вторых, в целом, весьма понятна и поверхностна. Главная проблема в том, что этот лёгкий лейтмотив ненависти к стране и обществу после первого обнаружения уже не развидеть, преследовать он будет до последней страницы. Благо все минусы нивелирует качественное изложение. Читать книгу действительно легко.
А вот ещё один забавный довод о том, почему Иванов неубедителен в своей излишне кричащей критике. Отряд персонажей называется «Данко», его девиз: «Гори так ярко, как сердце Данко! Возьми своё сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтоб вечно горело!». Меня чёрт дёрнул вспомнить поп-певца Данко (вспомните его тоже, чтобы мне не было так уж неловко). Я подумал, что девиз отряда – это цитата из какой-нибудь его песни. По крайней мере, звучит как хит. Загуглил – нет, это отсылка к рассказу Старуха Изергиль Максима Горького – главного советского писателя эпохи. Только вот молодёжь того серого и однородного позднего совка отнюдь не жила думами о великой литературе Максима Горького. Поп-иконы вроде Данко – вот что в реальности занимало их умы.
#жанромания (12. Декабрь, современная литература)