Рецензия на книгу Майя Плисецкая. Азбука легенды. Диалоги от beshenaia
#мир_знаний (Искусство)
#книжный_марафон2023
Я очень хотела понять эту книгу. Знаете, есть что-то пленительное, особенное в предложенном формате. Словно тебе предоставляется уникальная возможность побеседовать с человеком знаменитым, успешным, гениальным, мудрым, но, увы, уже ушедшим от нас. И диалог, представленный автором, словно имеет собственный голос. Он звучит, создавая такую желанную и такую прекрасную иллюзию…
Но иногда одного желания мало, да и умение слушать и слышать порой недостаточно. Нужно нечто большее, гораздо большее. Общие интересы, вкусы, единство душ… Чтобы не просто внимать каждому слову, а чтобы оно непременно находило отклик, было понятно и близко. То есть проходило тот самый рубеж, когда обычный диалог становится большим, самой настоящей задушевной беседой. Но, к моему большому сожалению, этого не получилось совсем. И, как мне кажется, вина здесь полностью лежит на мне.
Я ужасно далека от танцев. И, как оказалось, ещё дальше от балета. Я не способна понять его совершенно. И самое обидное, что умом-то я понимаю, что это не только прекрасное искусство, но и тяжкий труд, но вот сердцем… Сердце предательски молчит и остаётся равнодушным, словно я читаю не беседы со знаменитой балериной, а какую-то инструкцию или учебную литературу.
А Майя Михайловна… Она говорит, говорит, говорит… Говорит так упоительно, так захватывающе, что сразу становится ясно, как это важно, как это всё дорого ей. Имена музыкантов, композиторов, балерин – их масса. И каждое, абсолютно каждое что-то значит для Плисецкой. Друзья, соперники, учителя, коллеги, те, кем она восхищалась, и те, кого считала выскочкой или даже бездарностью, – обо всех Майя Михайловна говорит предельно честно и откровенно. Я не знаю, не могу судить, сколько истины заключено в этих словах (всё же каждый человек волен воспринимать окружающих совершенно по-разному), но за эту смелость, бескомпромиссность ей хочется аплодировать стоя.
Из каждого абзаца, даже практически из каждого слова по-настоящему веет той мудростью, что характерна только для человека, который многое повидал на своём веку и ещё больше испытал на собственной шкуре. Успех, разочарование, боль, восторг – всё пришлось пережить, для каждого нашлось место! Но автору показалось этого недостаточно. Он решил несколько упорядочить всё сказанное и пережитое, разместив основные тезисы беседы в алфавитном порядке.
И, как показалось мне, сделано это было совершенно напрасно. Нет, задумка была хороша. Есть в этом какая-то грация, даже монументальность что ли. Но за это пришлось расплачиваться содержанием, я бы даже сказала некоторой искусственностью развития диалогов. Словно спрашивает не о том, о чём надо бы расспросить подробнее, а о том, что больше подходит по замыслу.
И ещё был один неприятный момент. Говоря о журналистах, Майя Михайловна чётко обозначила, что ей не нравится манера многих их них брать интервью. Мол, задают вопрос и сами же на него отвечают. А тот, кого вроде как опрашивают, его ответ становятся совершенно не важными. Автор этой книги порой грешил тем же, кроме того регулярно то сам отвлекался на пространные рассуждения, то лишь поддакивал своим героям, словно боясь разгневать их или впасть за что-то в немилость.
Я очень хотела понять эту книгу. Но, кажется, мне не суждено было этого сделать. Что же, будем тогда и впредь существовать с балетом пока параллельно. Кто знает, может, когда-нибудь судьба подарит мне ещё один шанс?
Принято)