Рецензия на книгу Протагонист от patootie

Начну с того, что я ожидала совсем другого. Не знаю, с чего вдруг, прочтя аннотацию, я решила, что передо мной детектив о расследовании убийства в стенах академии. Возможно, сбили с толку слова про загадочную смерть или совершенно неоправданно, на мой взгляд, указанный жанр триллера. Тем не менее я даже рада, что ошиблась в своих ожиданиях.
Главным событием, вокруг которого вращаются истории девяти масок, становится самоубийство студента второго курса философского факультета Никиты Буянова. Мне в своей жизни, к счастью, не приходилось близко сталкиваться с самоубийством кого-то из моего окружения, но по опыту других людей я поняла, что порою родственники отказываются верить в то, что человек сделал это сам, зачастую без конца пытаются докопаться до истинных причин, и, самое главное, изводят себя мыслями о том, могли ли они как-то это предотвратить.
Роман состоит из своеобразных исповедей девяти людей, которые сыграли в жизни Никиты ту или иную роль, и, как мне подсказала сама автор, даже случайных свидетелей события, для которых смерть чужого человека не более чем случай в газете, слух в коридорах академии или небольшое неудобство в виде вопросов от следователя. Это абсолютно разные голоса, со своей судьбой, своей борьбой, своим настроением и стилем. Это и бесстрастный, усталый рассказ преподавателя немецкого, и бесконечная гонка одногруппницы Жени хотя бы за последним местом среди первых, и некая беспомощность декана, стоящего на пороге пенсии, и грубоватые манеры его помощницы Анжелы. Особенно мне, как и многим другим читателям, запомнился стиль Ники – сестры Никиты – бурный поток мыслей без знаков препинания и заглавных букв, один из наиболее эмоциональных монологов, обращенный, к слову, непосредственно к Никите. И отдельно стоит упомянуть мать Никиты Агнию: ее рассказ – это вообще практически роман в романе.
Многие из этих историй помогают разобраться, что же могло толкнуть Никиту на такой шаг. Кто-то из героев винит себя, свои решения или пренебрежение к проблемам юноши. Но что мне показалось удивительным, я не припомню, чтобы себя винила в чем-то мать. А ведь ее рассказ наряду с историей Ники раскрывает самые главные подробности жизни мальчика. И хоть это, наверное, неправильно, мне очень сложно удержаться от возложения вины в первую очередь на родителей Никиты.
Как правильно заметили многие, образ самого Никиты остается размытым, мы видим его только в отражении историй масок – немного тут, чуть-чуть там. И исходя из этих историй, в принципе, вырисовывается образ тихого парня, который славится своими достижениями, но сам, как личность, никому особо не интересен. Решения за него принимают другие, от него постоянно чего-то ждут – большего, лучшего, высшего, идеального, совершенного, - но мало что дают взамен. Итого, получается вроде со стороны самый обычный человек, у которого на первый взгляд все есть, и даже больше, но который в один ужасный день «ни с того ни с сего» выходит в окно – очень похоже на реальную жизнь. Самоубийц зачастую так и описывают, недоумевая, чего это он.
В книге очень много отсылок на античную культуру, эпиграфы к каждой главе взяты из древнегреческих (кажется) трагедий и определенно подобраны неслучайно. Увы, моего бэкграунда абсолютно недостаточно, чтобы уловить и прочувствовать связь с героями романа Аси Володиной. Но это лишь дает мне повод по возможности ознакомиться с упомянутыми в книге произведениями и перечитать Протагониста будучи уже подготовленной. Уверена, роман раскроется с новой стороны, хотя он и без того получился отличным.
Спасибо, #книжный_клуб