Рецензия на книгу Под колесом от frau_irhen
«Под колесом» - одно из первых произведений Гессе, которое принесло известность молодому писателю. В нем уже прослеживаются основные черты творчества автора: автобиографические мотивы, обличение социальных уродств, борьба за гуманизм.
Сюжет непримечателен: в небольшом провинциальном городке появляется одаренный ребенок, но ни отец, ни учителя, ни пастор не знают, как обращаться с юным талантом, и своим стремлением «заполнить пустой сосуд» лишают его всего, что ему дорого – рыбалки, крольчатника, дружбы, а взамен дают математику, латынь и катехизис, и в качестве компенсации за большие усилия часовую прогулку, да и то с той целью, чтобы почитать книги, которые не вошли в учебную программу. Погружаясь в евангелие от Луки на греческом и глубины творчества Гомера на диалекте оригинала, мальчик погружается во все усиливающуюся головную боль, физическую слабость и упадок жизненных сил. На этом фоне разворачивается трагедия учебной перегрузки. Ганс Гибенрат попадает под колеса государственной машины, которая нуждается не в мыслящих самобытно индивидуумах, а вышколенных чиновниках, офицерах и священнослужителях.
Гессе обличает проблемы системы образования кайзеровской Германии времен Вильгельма II, а внутренний мир ребенка противопоставляется чиновничеству, бюргерской семье и монастырю. Намеки на «прусскую казарму», антиклерикальные мотивы и критика мещанства тонкой нитью проходят через всю повесть.
Несмотря на определенное сходство судеб самого автора и Ганса Гибенрата (Гессе родился в небогатой мещанской семье, для него была уготована духовная семинария и церковное служение, он, как и главный герой, сбежал из монастыря и некоторое время служил помощником механика), отождествлять их было бы неверно. Ему намного ближе по духу поэт, скрипач, бунтарь и мечтатель Герман Гейльнер. Как и в «Степном волке» Гессе дал персонажу свои инициалы. Он называет его «вечно недовольной и беспокойной головой», коей и сам являлся на протяжении всей соей жизни. Гессе нападает на монастырские порядки и учителей едким и бесстрашным голосом Германа Гейльнера.
Хоть действие повести и отдалено от наших дней, но оно не утратило своей актуальности и остросоциальности.