Рецензия на книгу Картахена от meduza
«Мне хочется переходить от одного дня к другому, не теряя безмятежности, пропуская людей сквозь себя без лишних затей и смыслов…»
Первое мое знакомство с творчеством Лены Элтанг состоялось несколько лет назад и началось оно с ее второго романа «Каменные клёны». По прошествии долгого времени сложно вспомнить свои впечатления, но особых восторгов у меня не было. Следующая ее работа «Другие барабаны» (которая, кстати, почему-то проигнорирована Readly) мне безумно понравилась. Дабы разрешить возникшее противоречие относительно творчества данного автора решила прочесть ее последний роман «Картахена».
Действие происходит на побережье Италии, так что декорации сего действа выстроены весьма умело и красиво. Место основных событий – особняк, бывшая гостиница для власть и деньги имущих, игорный дом по совместительству, а ныне гостиница-пансионат для престарелых, имеющих средства мужей. Следует отметить и церковь на прилегающей к гостинице территории, с которой так же теснейшим и интригующим образом связан сюжет и герои.
Повествование здесь ведется от лиц нескольких персонажей, объединенных по сути одним событием и местом действия, хотя время развития сюжета не линейно. Уже эти факты привносит в текст некоторую масштабность, многослойность, многозначность, многоголосость. У каждого из героев своя история, свои цели, свой голос, правда, по ходу повествования эти голоса временами приобретают весьма монотонное звучание.
В центре сюжета – цепь преступлений, напрямую связанных с гостиницей и некоторыми ее обитателями. И не трудно догадаться, что все повествование пляшет вокруг этого, изображая различные танцевальные па, разной степени удачности, которые мы видим через призму вовлеченности и заинтересованности основных персонажей.
Тут тебе и сестра, жаждущая раскрыть убийство брата, правда, все ее потуги оказываются наивно бесполезными, ибо даже детективные сериалы и книги дают большее представление о преступном и детективном ремесле, нежели, как оказалось, учеба на юрфаке. И внебрачный ребенок, прошедший, мягко говоря, малоприятную и жесткую школу взросления, и явившийся за тем, что по праву считает своим. И горе писатель, долгое время пребывающий в замешательстве и тоске из-за любовной истории и стремящийся, полагаю, закрыть сей гештальт. Тут и следователь, который с завидной периодичностью исповедуется священнику посредством писем, неустанно рассказывая оному о перипетиях расследования.
Хотя, как по мне, то роман не блещет яркостью этих самых лиц, как и сюжетом в целом. Повествование тяжеловесно, размыто. В развитии сюжета ощущается некоторая несоразмерность, излишество, отягощенность и унылость. Хотя написано очень даже хорошо и красиво. Проза замечательная. Местами я получала истинное удовольствие от прочтения и пребывала в упоении и восхищении от текста.
В итоге получилось то, что получилось. Назвать этот роман полноценным детективом я не могу. Хотя формально, здесь присутствуют все необходимые компоненты данного жанра. И я едва ли не впервые затрудняюсь сказать, о чем эта книга. О справедливости? О преступлении? О наказании? О последствиях былых грехопадений? Так что лучше оставлю свои догадки при себе и промолчу...