Рецензия на книгу Любовница Витгенштайна от masyama
Книга Дэвида Марксона "Любовница Витгенштейна" доказала мне, что всё может быть не так, как нам представляется в простоте нашей. И то, что мне поблазнилось заунывным бесконечно повторяющимся напевом, на самом деле тонкая интерпретация одного из самых авторитетных философских трудов XX века средствами художественной литературы.
Из названия очевидно, что речь идёт о философии Людвига Витгенштейна. Я, конечно, обратился к интернету на предмет просветиться по поводу этой философии. Но, к сожалению, мой интеллектуальный потенциал не позволяет мне даже приблизительно понять о чём там идёт речь. Обидно, но придётся как-то с этим жить дальше. А что касается романа Марксона, то я решил воспринимать его просто как художественный текст, который помимо какого-то глубокого внутреннего содержания по идее должен иметь и более очевидные, находящиеся на поверхности, смыслы. Ведь, в конце концов, в романе только одно действующее лицо, да и то за кадром.
У романа нет сюжета, как такового, но есть основополагающее обстоятельство. Женщина по имени Кейт осталась одна в целом мире из которого единомоментно исчезла всякая жизнь, кроме растений. Зато остались бессчётные артефакты и произведения искусства, среди которых бедная женщина бродит словно в дремучем лесу. Её разум постепенно уступает напору рождаемого этим человеческим наследием шума, в нём всё перепутывается, эпохи смешиваются, ошибки множатся, а конца не видно.
Возникает вопрос, на каком уровне реальности находится протагонист "Любовницы..." и вообще насколько может идти речь о реальности. Лично я склонен согласиться с мнением кудрявого мерзавчика Дмитрия, написавшего предисловие к роману: женщина полностью погрузилась внутрь себя, оборвав связи с внешним миром, который на самом деле никуда не делся. Переживания, испытываемые ею, и преломлённые в форме монолога, не относятся к бытию, в котором находимся мы.
Помимо прочего, это подтверждается простым фактом. Женщина говорит, что пересекла Берингов пролив на лодке (допустим) и потом, меняя машины по мере опустошения их топливных баков, проехала всю Россию и вернулась в Европу. Вот это уже допустить нельзя. Начать с того, что с Чукотки вообще никуда не уедешь. Но даже если как-то удалось выбраться на трассу "Колыма", таким образом путешествовать по ней не получится. Так что сумасшедшая наша героиня, точнее - отрешившаяся.
Отмечу, что Марксон, с моей точки зрения, немного перегнул палку в попытке достоверно излагать от лица другого пола. Такое ощущение, что, по мнению писателя, если женщина не рассказывает о своём цикле и особенностях его протекания, то уже и не женщина она вовсе. Хотя, по-моему, дело обстоит ровно противоположным образом. А впрочем, это я цепляюсь по мелочам, будучи раздражён тем, что не в силах по-настоящему проникнуть в суть написанного.
Наверное, критики не зря считают "Любовницу Витгенштейна" одним из важнейших романов конца XX века. Послесловие какого-то высоколобого американца, ещё более сложное для восприятия, чем сам роман, в этом убеждает. Однако, ей-богу, если у вас нет необходимого и существенного багажа знаний о философии Витгенштейна, читать произведение будет очень непросто.
Очень интригует. И самим названием и вашей замечательной рецензией. Логико-философский трактат тоже давно в очереди на прочтение, но как-то боязно к нему подступаться)
@Reznor, спасибо!)
Мне кажется, чтобы читать такие вещи должны совпасть два фактора: искренний интерес к философии, как науке и какие-то в ней уже имеющиеся познания.
А то я читал эту книгу на уровне "Абырвалг"))) Поэтому, если честно, она меня и не впечатлила, как не впечатлит прокси-карта человека, знать не знающего о существовании турникетов...))