Рецензия на книгу Блеск и нищета куртизанок от Frogg_n
«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи».
Вечереет. Злачные места просыпаются ото сна, постепенно завлекая в свои объятия кутежей и праздных гулянок, Париж горит из-за молодёжи, что пошла куролесить на улицах города, в тёмных проулках появляться добропорядочному гражданину нежелательно: велик шанс не вернуться в тёплый отчий дом, стоящий в тихой гавани семейного бытия.
Пахнет сигарами и пряностями, тухлыми фруктами и рыбой, что разделывали сегодня утром под палящими лучами солнца, невдалеке слышится запах, какой-то неуловимый шлейф старых или дешёвых духов — пока это непонятно… Примесь муската и ванили с цитрусовой цедрой. Наверное, пришла пора выходить на сцену этим женщинам, одетым в откровенные платья с завлекающим взором на лице.
Загорается неяркий зелёный. В изумрудных лучах виден силуэт молодой девушки. Это распутная Торпиль, которую знают все кому не лень. И у неё было много любовников, однако, она никогда не была чей-то, принадлежав лишь себе одной. Белокурые кудри и томные тёмные глаза показывают великолепный контраст в её необычной внешности, пока маленький ротик изрекает забавные каламбуры и великосветские шутки. Прошлая тень. Всё исчезло, забылось и истёрлось в воспоминаниях о грязной жизни: яркий свет освещает милую и преданную Эстер ван Гобсек, любящую и трудящуюся на благо своей любви. Узкая ладонь, вся в мозолях, крепко и чувственно сжимает подаренный букет — Амарант и белая роза легко и ненавязчиво сплетаются с бедной куртизанкой. Это её жизнь падшей (святой).
Неожиданная вспышка серебряного оттенка. Внезапное появление молодого человека, холёного и больше походящего на женщину, чем на мужчину. Это тщеславие, гордость, честолюбие и сластолюбие облачились в Люсьена, знаменитого денди и баловня судьбы, за которого борются прекрасные маркизы, богатые герцогини и влиятельные дамы. Окружив себя продажными маргаритками, он восседает в кругу приятных парижских цветков, вознося им дифирамбы и воспевая песни о вечной преданности, тем самым развлекая и теша своё эгоистичное самолюбие, ведь поклонение деньгам и власти давно превысили отметку, за которой остались счастье, добродетели, честь… Зачем они богачам и франтам? Нервная улыбка выдаёт его, бывшего самоубийцу, когда он неловко перебирает длинными и тонкими пальцами холодную гортензию и лепестки жёлтых лилий. Это его выбор слабовольного лицемерного поэта.
Яростный огонь ослепляет на несколько долгих секунд, но тут же быстро гаснет, становясь синим и еле заметным для человеческого глаза. Из пепла возрождается испанский священник Карлос Эррера. Он агрессивно и враждебно всматривается в темноту, ожидая в любой момент непредсказуемый выпад от внешнего мира, полного опасностей и жестокости, малое спокойствие ему приносят две тени — это Европа и Азия, выполняющие все приказания отчуждённого господина. Так ли проста это ужасающая персона, вселяющая большой страх перед собой? Кажется, она что-то скрывает под своей сутаной или под своим волосами, играя какую-то роль до определённого момента, обговорённого, скорее всего, заранее. Тело Геркулеса и изворотливый ум вряд ли принадлежат простому служителю церкви, тут лежит нечто более глубокое и важное. Ужель это беглый каторжник Жан Коллен по прозвищу Обмани-Смерть? Зло топча дурман и лобелию, он, забывая про маскарад, уходит, таща свою ногу. Это его судьба бандита, скрывающего своё имя под личиной падре.
Роман «Блеск и нищета куртизанок» бесподобно описывает жизнь высшего и низшего общества девятнадцатого века, уделяя практически каждому моменту должное внимание. Правда, подробные и как можно более точные описания временами способны утомить во время чтения, а кого-то вообще отвратить от книги.
Бальзак красочно рисует портреты людей, иногда иронизируя или шутя, но всё же неизменно сохраняя эту свою некую водную суховатость, потому что я не знаю, как ещё лучше назвать стиль письма автора.
Приятная неожиданность в данном произведении заключалась в том, что здесь собралось неисчислимое количество героев, знакомых мне по предыдущим творениям французского классика: тут вспоминаются Гобсек и Старая дева, где мелькала Эстер (впрочем, не только она); затем Отец Горио (верно, господин аббат и Эжен де Растиньяк?); после идут Прославленный Годиссар и Музей древностей; центр — Утраченные иллюзии, которые для меня остаются сейчас неизведанными).
Мне, конечно, импонирует подобное переплетение персонажей между различными книгами, но иногда можно слегка запутаться в этом внушительном клубке жизни от Оноре де Бальзака.
И будет кощунством опустить слова о финале «Блеска и нищеты куртизанок»: он достаточно символичный и трагичный, а от этого всего даже несколько печальный. Я люблю видеть у этого француза подобные моменты, где он не увлекается длинными и объёмными описаниями, ограничиваясь лишь воздушными мазками, передающими все настроения эпизода; ради подобного стоит пересилить себя и дойти до самого конца. Окончание выдержано в духе Виктора Гюго и его «Собора Парижской Богоматери», по крайней мере, оно мне напомнило именно об этом.
Я, кстати, думаю, что писателя желательно читать подряд или брать для начала нечто малое по размеру и несколько лёгкое по восприятию, ибо идёт листание страниц после перерыва, мягко говоря, не очень...
Fuge, late, tace.
P.S. Перевод: Fuge, late, tace (лат.) — Беги, таись, молчи.
#ЭЭ1_3курс
#БК_2017 (15. Книга вашего любимого автора.)
3-й экзамен сдан! Поздравляю с закрытием сессии)
А я-то думала, где это ты притаилась, а ты оказывается у куртизанок пропадала вместе с Бальзаком)) Как всегда - очень атмосферно и стильно. А ещё мне всегда нравилось, если у писателя в творчестве можно находить всякие связи переклички - герои, которые кочуют из одной книги в другую. Значит, любимый автор?)
@liu, я не притаилась, просто на время мне пришлось шифроваться)) Бальзака с самого начала не раздумывая выбрала, но в процессе изрядно засиделась с ним: то нет свободной минуты, то жутейший нечитун. Надеюсь, успеть ещё пару-тройку книг осилить, т.к. я уже поняла, что всё, выбранное мной в прошлом месяце, выполнить не получится.
Старалась подобрать цвета с цветами к трём центральным персонажам) Подобное кочевание я видела только у Стивена Кинга, ну а теперь ещё и у Бальзака, мне тоже оно нравится, любопытно высматривать связи между произведениями и читать про уже мелькавших где-то героев. Сразу же ставишь себе цель: где ты встречал такого-то героя))
Один из любимых) Ничего о нём, практически, не знала раньше, но в этом году выпал шанс познакомиться с его творчеством поближе, а свою тягу к нему осознала только на Шагреневой коже, Гобсек несильно впечатлил.
@Frogg_n, такой приём с кочеванием ещё у Льосы есть, но я пока только Скромного героя у него прочла. А вот с Бальзаком не подружилась. Гобсека читала, потом Шагреневую кожу и что-то ещё, что не дочитала, не захватил. С нехваткой времени и нечитуном - понимаю, сама уже засиделась на Гибели дракона, иногда даже думаю - успею ли вообще дочитать-то...
С цветами - очень круто получилось)
@liu, не слышала о таком писателе) Интересный?) Если захочешь сделать ещё одну попытку подружиться с Бальзаком, то я очень советую Евгения Гранде, отличная книга, там прям совершенно другой Бальзак — не такой, как в Шагреневой коже или Гобсеке. Несмотря на то, что это любовный роман (не люблю их читать), он потрясающий. Весь такой душевненький, лёгкий и расслабляющий)) Гибель драконов выглядела любопытно, но меня насторожил автор-японец: боюсь их начинать читать, потому что наслышана о японской литературе) Поэтому попытаюсь настроиться на волну с помощью Пратчетта и Умберто Эко)
Ваша рецензия как отдельный вид искусства! *о*
И Тютчев тут так гармонично смотрится! Я тоже очень люблю это стихотворение у него) Больше всего мне запала в душу строчка: "Мысль изреченная есть ложь". Есть в ней что - то неописуемо правдивое и понятное каждому человеку!)
@dean.sharm, как отдельный вид искусства это вряд ли, но спасибо за столь добрые и лестные слова)) Тютчев почти везде хорошо смотрится, главное — найти повод, а там уж дело остаётся за малым. Тоже прониклась душой к этой строчке, полностью солидарна с Вами.