Рецензия на книгу Солярис от ninashashkova

Двадцатый век – век космических открытий. Человечеству казалось, что оно на пороге невероятных свершений, преодолений самых сложных препятствий. Виделось, что еще чуть-чуть и Вселенная раскроет землянам свои тайны. Это все отражалось в литературе, ведь именно двадцатый век подарил нам столько замечательных фантастических произведений. И оттого печальней осознавать, что на сегодняшний день, к сожалению, фантастика – вид вымирающий. Вытеснившее ее фэнтези, на мой взгляд, никогда не сможет дать той глубины человеческой мысли и размаха идей, которые лежат в основе научной фантастики.
Роман «Солярис» Станислава Лема – классика научной фантастики, визитная карточка писателя. В основе романа лежит рассказ про загадочную планету, имя которой дало название и роману, на которую прибывает главный герой Крис Кельвин. И первое же знакомство читателя с планетой и исследовательской станцией, расположенной на ней, оставляет множество загадок. Один из исследователей кончает жизнь самоубийством, а остальные ведут себя, на первый взгляд, неадекватно. Странные события, происходящие на станции, странное поведение членов экспедиции формируют тягостную атмосферу. Первые главы мне казались мистикой, и были несколько жутковатыми. Но потом постепенно научность возобладала, и мне стало многое понятно.
Сюжет «Соляриса» кажется легким, и роман читается очень быстро, несмотря на множество научных рассуждений и описаний планеты и ее изучения. Но при этом роман не так прост идейно. Персонажи сталкиваются с самыми неприятными воспоминаниями своих жизней, которые они пожелали спрятать подальше от самих себя, но их все-таки вытаскивает на поверхность самый загадочный и интересный герой романа, единственный коренной житель Соляриса, так называемый океан. И за счет этого роман заставляет задуматься о загадках человеческой психики и о людском малодушии в тех вопросах, когда очень трудно смотреть правде в глаза.
«Солярис» не стал бы классикой фантастики, если бы поднимал лишь одну тему. Финальный диалог об ущербном боге показался мне неожиданным и оттого приятным. Концовка оставляет послевкусие и заставляет мысленно возвращаться к роману и переосмысливать его.
Роман оказался очень глубоким, а проблемы, поднимаемые в нем глобальными, потому «Солярис» не потеряет свою актуальность еще долго. По крайней мере, я на это очень надеюсь.
#БК_2019 (Книга, автора которой уже нет в живых)
#книжный_марафон