Рецензия на книгу Дети мои от vandal

Ну чтож, это моё первое знакомство с Гузель Яхина. Я много слышал о её таланте, о глубине и красоте её произведений, и что она вообще одна из ТОП российский современных авторов. Ну так вот, это первое и последнее моё знакомство. Не знаю, получится ли объяснить, что мне не понравилось, но я буду стараться.
Автор берёт очень интересную тему – поволжские немцы. Думаю, все будут согласны, что о жизни тех самых колонистов, которые многие столетия назад прибыли на берега Волги, известно не так уж и много. На примере одной из таких колоний Гузель рассказывает о жизни давно пришлых, но так и не ассимилировавшихся немцах – говорят на том же языке, что и их далекие(географически и так) предки, носят ту же одежду, ведут так же хозяйство и т.д. Такая маленькая Германия внутри большой России. И показывает всю эту жизнь в 20-30 годы – Гражданская война и стройка СССР.
Всё бы это могло быть крайне интересно, но…всё происходящее мы видим глазами немецкого учителя Якоба Баха, который практически с начала книги уходит от общества, прячется от всего происходящего, не понимая, что вообще происходит и вообще делает всё, чтобы его жизнь касалась как можно реже. И только в редкие моменты, когда Бах заглядывает в общество, мы узнаём, что происходит.
Но мы не только видим, но и переживаем все те эмоции, трудности и грусти, которые выпадают на долю главного героя и, чёрт возьми, как же это было нудно и скучно.
Это какая-то попытка сделать второго Живаго, но если доктора мне было безумно жаль, я страдал вместе с ним и прочувствовал всю его тоску, то в данной книге я страдал из-за деградации Баха, которая проходила на протяжении всей книги. Да, концовка получилась сильной, все эти прозрения и всё такое, но в целом, это было ужасно.
Вы знаете, сколько воды течёт в Волге? Я тоже не знаю, но явно там стало её поменьше, ибо вся водица именно в этой книге. Это было слишком затянуто и язык…ммм…может и был красивым, но это не особо было заметно.
В общем, спасибо за поволжских немцев. Я люблю пострадать с книгой, но не над ней.
Поддерживаю.Мне нравились сказки Якоба, но его пассивность и деградация всё перевесили.
Живаго был скучнее!)
@oxnaxy, сказки там одно из самых ярких пятен, как и отсылки в них к Гофману(к которому герой и носил свои творения) и братьям Гримм.
@rina_rot, ты просто ещё слишком юна!!! :D
@vandal, ну ура же!))
налить воды - это самый основной прием этой писательницы. Даже не думай "Зулейху" брать. К перечисленным тобой недостаткам там добавляются еще примитивные клише, повторяющиеся раз по 30 каждое...
"носят ту же одежду, ведут так же хозяйство и т.д. Такая маленькая Германия внутри большой России"
Насчет одежды не гарантирую, но язык, хозяйство и религия у таких поселений сохранялась даже в начале 50х годов. Только жили уже не на берегах Волги, а за Уралом (во время войны эвакуировали/департировали). Это я про конкретных людей говорю. По крайней мере отец до 6 лет не говорил по русски, пока бабуля с дедом не оторвались от общины и не уехали в Краснодарский край.
@neveroff, и не подумаю брать!) С автором покончено))
Ну ничего себе "староверы").
Интересно, в какой момент это всё-таки перестало существовать или же до сих пор существуют такие общины?
@vandal, моих родственников с Сарат.обл. отправили в Сибирь в начале войны, там тоже религия, блюда и т.д. сохранялись (хотя там в селе не только немецкие поселения были, всё равно не ассимилировались, если можно так выразиться, только если совсем мелкие дети, как моя бабушка). Потом они потихоньку перебирались туда, где я сейчас живу, и старшее поколение (бубули-дедули и пра-предки) так же все по-немецки лучше, чем по-русски говорили, иногда на рус вообще почти не говорили. Праздники религиозные до последнего праздновали и блюда те же делали. И кто жив или не уехал в Германию тоже и сейчас делают и в храм ходят неправославный. Насчёт ведения хозяйства в целом не скажу:)
@vandal, вот как Катя говорит - основная масса разъезжалась и почти ассимилировалась. Многие уезжали в Германию, особенно с середины 80х так вообще.
Насчет "староверов" - я понимаю, что ты как метафору, но на всякий случай - у них религия именно немецкая, лютеране.))
@rina_rot, я вообще к хождению в церковь не очень положительно отношусь, даже не знаю точно крестили меня в православной или лютеранской (мама не помнит)) ), но вот ты написала "в храм ходят неправославный" и я понял, что в кирхе бываю раз в пару месяцев (на органном концерте). Получается, что я тоже хожу таки в церковь)))
@rina_rot, как же всё удивительно. Столько поколений в совершенно другой стране, а всё равно оставались немцами. С праздницами и верой всё понятно, но даже язык оставался тот же. Даже немного не верится)
@neveroff, да, как метафору и про лютеранство я знал)
@vandal, traue mir!
@neveroff, к сожалению., моя прабабушка умерла, когда мне было 4 месяца от роду. Но на как раз вообще не говорила по русски (отдельными словами только), соблюдала многие традиции и т.п . При чем жила в квартире исключительно с русскоговорящими. С остальными такими же "традиц" родственникам встречалась раз в какой-то период времени. И к сожалению, до меня только по рассказам всё доходит. Но, чисто гипотетически, у меня есть возможность возродить)))
@rina_rot, а бабушки-дедушки, родители - они как с немецким, традициями, языком? м?
@vandal, никак) моя мама уже наполовину немка) а я так и вообще совсем чуть
@vandal, а бабулины тёти-кузины немного ещё пыжатся, по накатанной)
@rina_rot, и немецкие корни не взывают к тебе?(
Ну хоть язык знаешь :D