Рецензия на книгу Ночь в Лиссабоне от natalya.s.alex

Уважаемый господин Ремарк!
Наконец-то я могу выразить Вам свою благодарность именно за эту книгу, т.к. будучи прочитанной когда-то ещё в школе, она зародила мечту увидеть это магическое место, где заканчивается Евразия с западной стороны, где океанский бескрайний простор обещает свободу от оставшейся за спиной горящей Европы.
„Meine Geschichte beginnt in Lissabon“ – говорит герой книги. Я же говорю: «Моя история, мой Лиссабон начинается именно с этого произведения».
Через 20 лет я вернулась к этой книге, перечитала, чтобы посмотреть фильм в оригинале. Да, эта история легла в основу фильма, снятого Западной Германией в 1971 году. Если честно, фильм получился гораздо мягче и «счастливее» чем то, что Вы пытались донести до будущих поколений в книге. В фильме столько солнца, любви, счастья, красивые люди, хорошая одежда, вполне сносные условия для жизни. Да, смерть неизбежно оборвет это счастье. Но той гнетущей атмосферы безнадежности вселенского масштаба, что есть в Вашем тексте передать они не смогли, или не захотели.
В книге прослеживается незримая и магическая связь всех несчастных людей, как им передается по наследству вместе с новыми документами шанс на спасение, но счастье никому не гарантировано. Новые имена, новая Родина. А разве Родина может быть новой? Они бегут к краю, туда где заканчивается материк, обрывается старая жизнь, а новая находится за таким далеким горизонтом, что не всем суждено отправиться в это путешествие. У кого-то нет возможности, у кого-то не хватит сил.
Как же я стремилась к этой набережной, которая с самого детства жила в памяти олицетворением свободы, надежды и избавления от бед. И вот полгода назад я пришла на это место на реке Тежу. Пронзительное голубое небо, солнце, музыка и веселье. Но на самом краю в любое время суток есть люди. Видимо, этот край, эта грань, конец земли действительно манит. Все так и хотят туда заглянуть и всматриваясь, кто в горизонт, кто в воду – каждый видит своё.
Читать это произведение в разном возрасте – значит, видеть каждый раз другие грани. В детстве виделся спасительный корабль и «приключения» спасающихся людей. Сейчас же на первый план выходит отлично показанное понятие условности всей нашей собственности, в том числе в личных отношениях. Ничто напрямую не подвластно нашей воле и уж тем более жизнь другого человека или его любовь. И понятие грани, конца, обрыва – кто-то его переступит и пойдет дальше, а кто-то только заглянув, вернется обратно на твердую землю, и оставим этих последних, как и главного героя, без объяснений и оправданий. Посмотрим с благословением в уходящую грустную спину и чемодан в руке, и будем проживать свои историю.
Herzlichen Dank für Ihr Meisterwerk!
Это вторая моя книга в оригинале и первая у Ремарка в принципе.
И тебе филен данк))
@rina_rot, у меня первой книгой вообще на немецком была "Три товарища") Теперь вот думаю, что стоит продолжить читать Ремарка в оригинале, только носовые платки приготовить, чтобы слезы вытирать)
@m--i--z, Ремарк отлично читается. Он как-то просто пишет. А я сдуру первой книгой схватила новеллы Цвейга и поняла, что немецкого не знаю вообще.
@m--i--z, я потом все почти книги на немецком прочла у него (правда, эту и Черный обелиск я читала сразу на немец, а другие уже после того, как по-русски прочла. И вот года 2 назад начала пепечитывать 3 товарища на немецком. И как-то далеко не пошло у меня))) скучно стало
@m--i--z, а я почти все книги Ремарка читала в оригинале и для меня все были очень лёгкими кроме "Трёх товарищей". Там разговорная речь такая оригинальная, что я плохо понимала, о чём они говорят, особенно Ленц. Хотя всё субъективно, конечно.