Рецензия на книгу Мизери от sasha.goretskaya

Видимо, мне вновь попалась не самая обычная книга Стивена Кинга, ведь мистики в ней нет совершенно, а главный герой – писатель, да еще и успешный. В этом-то персонаже и заключается для меня львиная доля необычности: через образ Пола Шелдона Стивен Кинг приоткрывает нам завесу тайны. И тайна эта – создание романов, от рождения идеи и до выбора сюжетных ходов. Складывается ощущение, что у книги два автора, что один из них время от времени выглядывает из-за плеча другого, склоняется над пишущей машинкой Роял и вчитывается в написанное товарищем, к тому же еще видит происходящее его глазами, сквозь призму его восприятия.
Пол Шелдон – известный писатель, попавший в автомобильную аварию, приходит в сознание и понимает, что он искалечен и, что еще кошмарнее, похищен женщиной, у которой явно не все дома, которая к тому же называет себя его «самой большой поклонницей». Есть от чего прийти в ужас. Ее зовут Энни Уилкс, она – бывшая медсестра, она в некотором роде заботится о нем … и она не собирается его отпускать. А еще она заставляет его начать писать продолжение культовой истории о некой Мизери, которую Пол благополучно убил в последней книге. И слово Мизери означает страдание. Так начинается история борьбы – за право оставить в себе хоть что-то свое – и уступок, чтобы сохранить жизнь. Как далеко может зайти человек по пути подчинения и унижения? И в какой момент вспыхивает вроде бы угасшая уже гордость? Пол, ты сможешь?
Еще одна находка, а именно включение в текст отрывков книги, над которой работает Пол Шелдон, выглядит очень удачно. Впрочем, такой прием встречается время от времени в современной литературе. Стивен Кинг использует его строго нормировано и благодаря этому он не успевает надоесть, не возникает желания пролистать быстрее страницы про какую-то там вертихвостку из XIX века. Дальше – интереснее. Чем ближе к развязке, тем больше в этих вставках появляется параллелей с эмоциональным состоянием Пола, и мы отчетливо видим, как окружающая писателя обстановка и события влияют на то, что он пишет. Автор не переносит на бумагу своих переживаний буквально, отнюдь; но без последствий для книги они не проходят. Стивену Кингу теперь не обязательно прямо указывать на подавленное состояние прикованного к креслу Пола, можно взамен вставить очередной отрывок про Мизери.
Энни Уилкс также весьма необычна, ведь женщины – серийные убийцы встречаются намного реже, чем мужчины. На мой далеко не профессиональный взгляд, Стивен Кинг неплохо справился с образом сиделки-психопатки, особенно с моментами перехода от кажущегося спокойствия к ярости, моментами «выключения» по определению Пола. Больше же всего меня впечатлило то, как Кинг выкрутился с рассказом о ее прошлом! Совсем нетривиально и очень естественно.
Книга в целом оставила впечатление органичности и выверенности, история развивается своим чередом, а события случаются внезапно для читателя, но явно в точно назначенных автором местах. Такая гладкость изложения многого стоит, именно ее все и ждут от первоклассных триллеров. В этом показателе Стивен Кинг на высоте. И все же мне немного не хватило до высокой оценки. Скорее всего потому, что все действие происходит в одном месте, смены локаций практически нет, а у Кинга ну очень уж хорошо получается описывать города и вообще открытые пространства. Пространственное однообразие в данном случае постоянно снижало накал моего читательского нетерпения до вполне приемлемой температуры.
#БК_2021 (Книга про маньяка или серийного убийцу.)