Рецензия на книгу Франкенштейн, или Современный Прометей от beshenaia
#БК_2024 (12. Книга, написанная в 19 веке)
Думаю, что в наше время очень трудно найти человека, который ничего не слышал об ужасном монстре Франкенштейне. Но, как мне кажется, не менее сложно отыскать читателя, знакомого с его подлинной историей. Ведь широкая культура давно закрепила в сознании людей определённый образ. Так фамилия создателя, то есть Виктора Франкенштейна, прочно обосновалась в качестве имени монстра. Ну а сам акт творения неразрывно связывают с молниями и электрическими разрядами. Но так ли всё было на самом деле?
Вообще это произведение интересно не только сюжетом, но и историей возникновения. Дождливое лето, дружеский конкурс на написание самой жуткой истории, кошмарный сон – вот рецепт создания культового произведения. И, как мне кажется, это сочетание во многом определило его характер. Мне было трудно воспринимать эту книгу как полноценный роман, ведь скорее он походил на страшилку на ночь с продолжением.
Ведь самым страшным здесь был, пожалуй, образ монстра, на которого невозможно было смотреть без содрогания. А ещё жуткое понимание того, что невозможно понять, какие страшные мысли и коварные планы зреют в его голове. Мне кажется, что для читателя современного всё это выглядит слишком наивно и не так пугающе. Взять для примера хотя бы способ убийства, применяемый монстром. Это было банальное удушение, хотя его габариты и вспыльчивый характер обещали нечто более кровавое и душераздирающее. Скажем, отрывание головы или хотя бы перелом всей жертвы.
Кстати, главные герои произведения выглядят не менее наивно. Все они какие-то слишком благородные, правильные и даже идеальные. В них трудно найти изъян и за что-то упрекнуть, словно они не земные создания, а какие-то божества и небожители. Женщины все мягкие, прекрасные и тонкочувствующие. А мужчины… Я даже не знаю, как это выразить словами. Без влияния Байрона и юного Вертера (кстати, упомянутого в романе), тут явно не обошлось. Ибо Виктор регулярно то лишается чувств, то впадает в нервную горячку от пережитого потрясения как какая-то кисейная барышня.
Всё вышеперечисленное можно скорее отнести к недостаткам этого романа. Но было в нём одно достоинство, перекрывающее с лихвой все изъяны. В своём произведении Мэри Шелли поднимает вопрос ответственности творца со своё творение и несколько раз напоминает о том, что даже самые благие намерения могут привести к плачевным и опасным последствиям.
Очень многое можно извлечь и из отношений Виктора Франкенштейна с его детищем. Здесь можно разглядеть намёк на вечную проблему отцов и детей, которые при всех достоинствах, полученных от рождения, без должного воспитания могут превратиться в самых настоящих монстров. А можно копнуть ещё глубже и увидеть общество в целом, отвергающее что-то новое и непонятное только на основании внешнего уродства и изъянов.
Любопытно, что в современной интерпретации этого романа под названием «Падение Элизабет Франкенштейн» главным злодеем и чудовищем изображён не монстр, а его создатель, то есть Виктор Франкенштейн. И, вполне вероятно, такой подход был гораздо ближе к истине.