Рецензия на книгу Между небом и землей от bedda
Было очень интересно читать этот роман Беллоу после более поздних работ автора, сравнивая их "зрелого" протагониста с его ранней версией. Хотя даже здесь, в первом романе писателя, главный герой - не некий изначальный вариант; мы встречаем его уже эволюционировавшим. Он сам рассказывает нам, что изменился, что "прежний Джозеф" был другим, полным планов и надежд.
Переход в "подвешенное" состояние - ожидание призыва в армию и связанное с этим вынужденное безделье - провоцирует перемены в характере и настроении героя, которые становятся заметны ему самому и окружающим. Джозеф, не испытывая недостатка в свободном времени, погружается в размышления и анализ собственной жизни.
Итак, "прежний" Джозеф строил планы и имел определённые амбиции, правда, очень скоро понял, что намеченная им планка слишком высока для него, и потому решил довольствоваться малым. Его выбор в пользу скромного образа жизни родственниками и друзьями воспринимается как, мягко говоря, странный. Что неудивительно для мира, над которым тяготеют стандарты общества потребления, где превыше всего ценятся слава и деньги.
Джозефу же важно сохранить своё духовное "я", для него главная ценность - внутренний мир, который "никого не колышет" в мире внешнем.
Для родных Джозеф - неудачник и позорное пятно.
В "Между небом и землёй" главному герою удаётся находиться в оппозиции традиционным взглядам на успешность и отказываться от всяких попыток со стороны близких всучить ему материальную помощь. "Поздний" же герой Беллоу, в "Лови момент", например, превращается в нытика, который уже сам выпрашивает подачки, а родственники не спешат удовлетворить его просьбы.
Хотя, надо заметить, Джозефу нетрудно было изображать "бедного, но гордого", находясь на содержании у жены. Томми из "Лови момент" таким счастьем похвастаться не мог: ему самому пришлось содержать бывшую жену и детей, будучи безработным. Тут уж не до гордости.
Несмотря на осознанный выбор образа жизни, Джозеф, тем не менее, чувствует себя отщепенцем, белой вороной. Слишком сильно давление стереотипов, господствующих в обществе. Пусть он не принимает мира, в котором главные ценности - материальные, но жить-то ему надо в этом мире, другого все равно не существует.
Поэтому приходится искать "баланс между тем, чего хочется, и тем, что приходится делать", ведь и на хлеб надо зарабатывать.
Рефлексируя, Джозеф приходит к мысли, что разнообразные усилия людей направлены в конечном счёте на то, чтобы обрести чистую свободу. Но настоящая свобода влечёт за собой ответственность за совершаемые действия. И поэтому возникает противоречие: мы жаждем свободы и в то же время желаем поскорее от неё избавиться.
"И мы сбегаем, мы ищем хозяина, мы валимся кверху брюхом и требуем поводка."
Джозеф не выдерживает испытания свободой. Он тоже торопится на поводок - бежит в армию:
“Больше не надо будет за себя отвечать; и на том спасибо. Я попадаю в чужие руки, избавляюсь от самоопределения, свобода отменяется.
Ура, правильный образ жизни!
И надзор над духом!
Да здравствует принудиловка!”
Интересно будет понаблюдать за развитием обобщенного протагониста произведений Беллоу в его позднем романе "Подарок от Гумбольдта".
А какой у него стиль и повествование? Сложно читать или легко воспринимается?
Ёмко получилось - как заново книгу прочла) Мне теперь хочется постепенно по библиографии Беллоу двигаться - от молодого в зрелому)
@kefirtchik, стиль у Беллоу своеобразный, узнаваемый, много интересных мыслей по ходу повествования. Вообще в его романах больше рассуждений, чем действия. И даже если действие присутствует, то оно все равно вовлечено в рефлексию героя. Самым сложным для меня оказался "Герцог" из-за формы подачи (хронологическая непоследовательность), а другие, в том числе и только что начатый "Подарок от Гумбольдта", читаются и воспринимаются легко.
Интересно... Описание Джозефа напомнило мне Ларри из произведения Моэма. Думаю, мне понравится книга)
@liu, так, наверное, правильнее) Я начала с "Герцога", и это было рискованно)
@oksanamore, если вы про Ларри из "Острия бритвы", то, знаете, правда, что-то общее есть между ними) Но стили Моэма и Беллоу совершенно не похожи друг на друга. Но мне нравятся оба писателя, каждый по-своему)
@bedda, но ведь в результате дружба состоялась))
@liu, к счастью, да))
@bedda, точно надо читать, вы заинтриговали)