Рецензия на книгу Бэтмен: Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле от yaroslav
Бэтмен – наш общий тёмный попутчик
Наверное, многие из нас сталкивались с «вещью в себе». На мой взгляд, это какое-то явление, которое в целом подтверждает правило, но всё же является неким исключением. Так, к примеру, не каждая книга – это просто текст. Есть произведения-мелодии, читая которые, тяжело воспринять их как обычный набор букв. Всё ещё непонятно? Стоит разобраться.
Отношение общества к комиксам подобно к неоднозначным историческим личностям: кто-то не воспринимает их как культурное явление, кто-то же вынужден объединяться, на первый взгляд, в субкультурные ка-теты и годами доказывать свою правоту. Я же не отношусь ни к тем, ни к другим, однако же, кое-что из мира комиксов посоветовать могу.
Лечебница Аркхем – один из немногих комиксов, который является большим, нежели просто книгой с картинками: наикрасивейшая рисовка также часто разбавлена фотографиями, в которых-то нам и раскрывают судьбу условного Декстера. Непонятно также, чем же является произведение: сказкой, притчей, мифом или былью. В этой книге всё основано на вопросах. И на них так редко даются ответы, что они начинают казаться риторическими.
Бэтмен вынужден под давлением направиться в эту психиатрическую больницу, дабы в очередной раз разобраться с кучкой сумашедших. Здесь нет интернета, атмосфера походит на «Остров проклятых», настрой у всех решительный, как у «Повелителя мух» и вообще полная автаркия. Отбрасывая множество условностей, нельзя не признать такое место несколько романтичным. Именно в таких сточных канавах сосредотачивается настоящее неподкупное зло, не имеющее ни рамок, ни условностей.
В такой вот вакханалии, что является явным исключением из изречения «lupus non mordet lupum» и вынужден появиться Бэтмен. Вокруг беснуются различные Люциферы, всё походит на балл Воланда – мы догадываемся, что протагонисту не место здесь. Ведь ему не место здесь?
В роли отрицательного супергероя выступает уже всем порядком знакомый Джокер, для которого всё сводится к обычной забаве. Он предлагает Бэтмену «Игру на выживание», кажется честным, но постоянно нарушает правила. С этого и начинаются интереснейшие повороты фабулы, подпитанные неплохим предисловием. В комиксе присутствует множество других персонажей, но некоторых из них вообще невозможно классифицировать. Тот же Двуликий, прямо как Раскольников, – имя нарицательное.
Естественно, легко догадаться, что и в такой жуткой и мерзкой истории добро должно победить зло. Но не надо забывать, что всё в этом культурном явлении строится на исключениях и условностях. Вот и думай, кто здесь победил: зло или добро? Может ли зло совершать хорошие поступки, а добро быть настолько посредственным, что его победа – лишь случайность? В общем, всё как в жизни – «50 оттенков серого» и никаких контрастов.
Что ещё?