Рецензия на книгу Ключи от Царства от liu
I.
"Дам тебе ключи от Царства Небесного" ( Мф. 16:19)
А Арчибальд Кронин в своей книге вручил такие ключи главному герою. И что интересно, на могильном камне писателя одна надпись: "Автор Ключей от Царства". В своём творчестве он часто затрагивал тему религии и сам проложил свою тропу от агностика к верующему. Так, он критикует религию, но освещает важность искренней веры.
Роман представляет собой жизнеописание католического священника. И хотя я ещё не читала другую автобиографичную книгу Кронина "Юные годы", но даже по тем немногим крохам, которые я о ней знаю, между ней и этим романом существует много перекличек, а автобиографичные моменты проникают и в "Ключи от царства".
Через путь от раннего детства до глубокой старости отца Фрэнсиса Чизхолма можно проследить все авторские размышления на темы религии, гуманизма и общечеловеческих ценностей. Кронин вместе с главным героем задаются вопросом: почему же люди не могут оставить друг друга в покое, и несмотря на разные конфессии и вероисповедания, жить вместе в мире и согласии, просто уважая друг друга? Ведь в конце концов, принадлежность к той или иной церкви - это обычная случайность рождения, сам Бог в таком случае не может придавать этому какую-то значимость.
Писатель рисует не просто портрет священника, не просто верующего человека, но человека, выстраивающего свою жизнь по принципам гуманизма. Никакая религия не поможет достичь душевной гармонии и высокой нравственности, так как основы морали лежат далеко за пределами морали христианской, она возникла не на основе каких-либо религиозных догматов. Кронин против любой ксенофобии и нетерпимости, против продажности и лицемерия, против косности мышления, фанатизма, против войн, за мир между всеми религиями и народами. Неслучайно он помещает своего священника в миссию в Китае, где он сталкивается не только с ужасами антисанитарии и последующей чумой, не только с войной настоящей, но и с войной внутри себя. В Китае он сталкивается с другим мировоззрением, другими традициями и законами. Прекрасно и объединяюще звучит по этому случаю его остроумное выражение: "Христос был совершенным человеком, но у Конфуция было сильнее развито чувство юмора". Не случайно показывается и трогательная дружба католика Фрэнсиса с четой, руководящей протестантской миссией. В конце концов важна ли религия, если ты проживаешь достойную жизнь и своим примером, а не насильственным внедрением, делаешь этот мир лучше.
"Не все атеисты попадут в ад". Тут можно было бы добавить, что не все христиане попадут в рай, но это при условии веры в существование ада и рая. И в рамках этой темы в романе есть замечательный образ атеиста, верного друга Фрэнсиса, прекрасного медика и просто хорошего человека, у которого душевной гармонии и внутренней красоты было в разы больше, чем у очередного бюрократического священника или высокомерной монахини. Понимая все недостатки своей церкви, Фрэнсис в порыве восклицает: "Христианство - религия лжи! Религия классов, денег и национальной ненависти!"
Отец Фрэнсис, может быть и сентиментален, порывист, в чём-то наивен и непрактичен, но он прожил свою полную испытаний жизнь с невероятной стоической выносливостью, смирением и терпением, с огромной любовью к детям и бесконечным уважением к любому человеку. Но несмотря на такое кажущееся миролюбие, он оставался борцом за свои убеждения, борясь за них не нападением, но только собственным примером. Невероятно вдохновляюще наблюдать за человеком с горящим сердцем, широкими взглядами, с такой мудростью и искренней душой. Удивительно ли, что его церковные коллеги в большинстве своём не смогли оценить его уникальность и одарённость.
И блаженное медитативное состояние опустилось на меня на одной из финальных сцен, где Фрэнсис запускает воздушного змея, а его юный воспитанник выводит старательно: "Я твердо обещаю всегда бороться со всем глупым, фанатичным и жестоким. Терпимость - высшая добродетель".
II.
Этим бы и закончить рецензию, но осталась ещё пара мыслей, рвущихся наружу. Подумалось о том, что несмотря на то, что Кронин не жалеет своего героя, лишая его родителей и посыпая его трагедиями различных калибров, нагнетает атмосферу, роман всё равно не оставляет горького послевкусия, не угнетает, не мучает так, как, к примеру, другое произведение автора "Замок Броуди". "Ключи от Царства" вдохновляют и оставляют свет в душе.
Помимо этого, радует наличие в списках целых двух произведений писателя. Ведь Арчибальд Кронин невероятно подходит к кинофакультету, ведь среди его друзей были знаменитости мира кино: Лоуренс Оливье, Чарльз Чаплин и Одри Хепбёрн, а её старшему сыну он даже стал крёстным отцом.
III.
КИНООТЧЁТ.
"Ключи от царства небесного" 1944 год, реж. Джон М. Стал.
Кинокартина номинировалась на 5 Оскаров, хотя награды и не получила, там и правда был ряд достойных кандидатов. А сам фильм, хоть и хорош, приятен и красив, всё-таки через чур прямолинеен.
Примечателен фильм исполнителем главной роли - не кто иной, как Грегори Пек, ещё совсем молодой и зелёный, но именно это кино сделало его звездой. Что не удивительно, в образе симпатичного священника он мог сразить не только сердца дам, его игра действительно талантлива. Но, к сожалению, фильм как будто сделан только для того, чтобы прославить юного актёра, и по сравнению с книгой теряет какой-то размах и многогранность: меньше внутренних конфликтов, убраны и многие линии, добавляющие надрыва, священник Фрэнсис ещё более идеален чем у Кронина. С другой стороны, требовать от фильма неотступного следования книжному сюжету - дурной вкус, ведь фильм и так длится 2 часа 17 минут, а основные драматичные акценты поставлены хорошо и гармонично. Скучно не стало ни разу, хотя атмосфера временами была умиротворённая, динамичность выдержана на уровне, при нужном настрое в некоторых моментах можно и слезу пустить.
Позабавило, как в одной из последний сцен, "постаревший" благодаря гриму Пек напоминает Ганди.
В итоге, это очень хорошее кино своего времени, и посмотреть на такой вдохновляющий идеальный образ и триумф веры и надежды в период 2-й Мировой было животрепещуще.
I. Ого, обе книги во многом автобиографичны. Я как раз вчера под луной слушала Юные годы, теперь ещё больше интересно узнать судьбу героя. А вот книгу с религиозной темой пока решил отложить до лучших времён, всё-таки это непросто, поэтому вдвойне поздравляю с первым допом!
II. Как видишь, понравилась идея двух частей рецензии) Ничего себе кинодрузья!
III. У фильмов того периода нередко проблема с прямолинейностью, взять у того же Пека "Джентльменское соглашение". Но в рулетке будет, естественно, другой (кстати, особо приятно вновь советовать, когда заранее знаешь, что фильм всё-таки будет просмотрен) ) Думала я думала уже несколько дней, что же советовать. И почему-то логика не хочет включаться, и в голове только "Свидание в Брэ" (1971). А там ты уж рассудишь, насколько подходит)
Что за магия? После каждой твоей рецензии сразу хочется бежать читать книгу)
@cupy, всё же "Ключи от Царства" - автобиографичны совсем немного, и то, если присматриваться, например имена - Агнес (жена Кронина) и Эндрю (сын) фигурируют в романе, мне кажется не случайно, присутствие медика - сам Кронин был хирургом, крепкая дружба, возникшая в результате драки - кажется, есть и в Юных года тоже. Ну и отношение к религии - тоже такой широкий пласт, который можно считать автобиографичным, но сам роман, конечно, не автобиография. У меня просто страсть такая - выискивать всякие такие мелочи по возможности. Кинодрузья Кронина меня вообще очень приятно удивили. Жаль, что не успею Юные годы прочесть на этом курсе. Но Ключи у меня уже давно поджидали.
Рулетка - неожиданная, в том плане, что фильм незнаком совершенно, разве что о режиссёре слышала, но у него ничего не смотрела. И конечно же меня подкупает присутствие музыканта , но не только это, подкупает и Франция 1917, и смешение настоящего и прошлого, и вообще, фильм обещает быть рефлексивным, а я это люблю))) Обложка на кинопоиске кажется не совсем подходящей. Но сам фильм подходит по всем параметрам!
С проблемой прямолинейности в кино того времени - в точку, но может я была немного сурова к фильму. Но эмоции от книги перевесили фильм, хотя он сам по себе и хорош.
@koheiri_kuroda, не знаю откуда у меня взялась мысль, что ты читала эту книгу)) А ты вообще Кронина читала?) Мне кажется, тебе должно понравится. Я тоже планирую продолжить знакомство, у него ещё много всего интересного.
@liu, да, я поняла, что только некоторые мотивы автобиографичны тут. У меня тоже такая страсть, особенно видеть везде Гари))
Я где-то в комменте кафе нашему главному факультативному киношнику писала про то, что у меня этот фильм в топ-5, поэтому вдвойне волнительно, какой будет реакция. Хотя завышать ожидания не хочу - у меня они не были изначально завышены. И ещё у меня где-то рядом с ним другой фильм идёт, но подряд не буду советовать, ещё больше 2 курсов впереди. Да и вообще надо сначала отзыв дождаться)) Я тоже у него больше ничего не смотрела, наверное, зря. У меня пара знакомых музыкантов любят Свидание, надеюсь, и тебе приглянётся. А что с обложкой не так? Нет, если бы она была в нашем любимом насыщенно розовом оформлении, я бы поняла))
@liu, не читала. Даже не слышала про этого автора) Зато дошли руки до "8 чувства". 1 сезон досматриваю)))
Я в очередной раз задаюсь вопросом, где столько времени взять)
@liu, прочитала только начала, остальное, когда сама прочту. люблю как ты пишешь!
Мне понравился ответ пожилого Фрэнсиса в самом начале книги (а я все ещё в начале) молодому священнику про отчёт перел Богом)))
Я так рада, что понравилось.
Ну и бог с ним, с фильмом и Гришей, зато книга хороша!:)
красиво..)
я как чувствовал, что не мой автор..
@cupy, топ-5, уже интересно, может я за время обучения сколлекционирую в список просмотренного твой топ-5) Ассоциации с Гари - это теперь не только твоя мания, но и многих других, я уже здесь не стала писать ассоциацию, но упоминание воздушного змея в конце намекает) Не знаю, что не так с обложкой, она диссонирует с моим эстетическим вкусом, она какая-то незавершенная...) Я почти уверена, что приглянётся, планирую на воскресенье просмотр.
@psycho, так-так) Красиво, но автор не твой... А можно подробности?
@rina_rot, да фильм кстати достойный, просто книга больше эмоций вызывает, а Пек вообще прекрасен. Ты сама фильм не смотрела?
@nyut, о, значит тебе предстоит узнать ещё много замечательных ответов от Фрэнсиса. Спасибо, что читаешь мою писанину) Буду ждать и твою рецензию. Планируешь фильм потом смотреть?
@koheiri_kuroda, вопрос времени - один из самых болезненных. Жду впечатлений от восьмого чувства!)))
@liu, для этого придётся частично прокрутить рулетку назад, потому что один из фильмов раньше был загадан другой киношнице) Хотя я не уверена, что он "твой", 50/50. И ещё будет сложно с той нишей топа, который Бергману отведён - там несколько работ))
Мне и драка намекнула, сразу Диккенса вспомнила) нам уже на медальке можно рисовать змея с кинолентой вместо верёвочки))
А, если критично относиться - да. Просто на фоне розовой на этом курсе всё отлично. И ещё я не в целом смотрела, а скорее на Карину, это важный момент
@psycho, надеюсь, что мой))
@liu, посмотрю, если книга понравится
@liu, по твоему первому абзацу мне вспомнилось толстовское воскресение, которое я еле дочитал, но не в этом суть. Образ друга-атеиста это неплохо, но в приведенной тобой цитате, я лишь вижу завуалированное подтверждение мысли из первого абзаца.
Я же не читал книгу и не видел образ этого друга, но такая мысль атеиста в перспективе ближе к деисту..
Это уже такая приторность, нарисовать атеиста адекватным, который отвергает только ветку теизма, в данном случае Христианство, и изобразить атеиста сгнившим бунтарем, если он высмеивает философию деизма..
п.с.
ну и авторский путь к вере..в общем, мне хватает Достоевского)
@liu, я его начала, но в тот момент не было времени сидеть и смотреть:)
@psycho, Достоевский заполнил все пространство)
@psycho, ты сейчас придумал свой образ атеиста, который не совсем соответствует книжному, хотя при желании ты там можешь усмотреть свои домыслы) Но вполне возможно, что автор не твой. Для меня эта книга кстати не о религии, не о вере даже, а самом обычном гуманизме.
@liu, я вот думала, как бы Саше так умно ответить, но постеснялась:) а ты молодец - ответила)
@liu, это я так прокачиваю навык рассуждать о книгах, которые не читал :)) после того, как пролистал оную книженцию. А если серьезно, то опять же этот гуманизм идет в контексте с религией, пусть даже образ атеизма не противоречит нравственности.
Ты мне лучше скажи, этот атеист говорит так же о боге? как о христианстве?
@nyut, я тут на днях услышал мнение, что Робинзон Дефо это проба бога и отказ от него)
@rina_rot, а ты смелее Катюшка, нашла кого стесняться))
@psycho, он вообще об этом не рассуждает, он просто не верит в бога и всё, никакого переливания из пустого в порожнее, он просто проживает достойную жизнь, радуется ей и никого не привлекает в ряды атеистов. Гуманизм идёт в контексте жизни и человеческой цивилизации, а не религии (опять же, для меня).
@psycho, интересно, мне трудно судить, не читала по-нормальному.. а в чем выразился отказ?
@liu, так я говорил не "В религии", а в контексте с религией :) ну ок, я понял. Красивая форма рецензии повела меня на второстепенные мысли.
@Nyut, я так полагаю, сближением с богом на острове и бегством от него..
я с такой колокольни даже не рассматривал)
@psycho, да не, второстепенные мысли - это хорошо. А ты можешь объяснить разницу "в контексте религии" и в "контексте с религией", потому что такое ощущение, что у тебя есть какой-то свой особый смысл опускания или применения предлога в этой фразе?
@liu, как же без своего смысла) в первом варианте я говорю с пастором о религии, во втором с Буковски о теизме.
кстати, я читал у Кронина "Цитадель" и оказывается оценил ее на 8-ку)
@psycho, какие забавные рандомные мысли....)
Да, "Цитадель" у него кажется одна из самых-самых, уж не знаю лучших или популярных, но что-то там было из разряда "самая". Сама не читала.
@liu, помню, с Дашей мы уже как-то говорили об определении забавности.
Добавлю легкую пошлость. Например, быть в женщине и быть с женщиной... для меня разные вещи))
"Цитадель оставила после себя неслабую грусть.
@psycho, и до чего дообсуждались о "забавности"? Слово может использоваться с разными оттенками. Может быть и можно было сопоставить твой "пошлый" вариант (о пошлости которого можно поспорить) и вариант с религией, но только там отсутствовал предлог "в" между словами "контекст" и "религия", но это уже переливание из пустого в порожнее...
@liu, ну смотри, имеем две фразы - в контексте религии vs в контексте с религией. Первый ограничивает объект определенной средой. Второй вариант не подразумевает, что тема с религией ключевая, т.е. у меня есть какой-то контекст, который затрагивает религию..
ну а поскольку мы беседуем под книгой верующего автора, я решил назвать пример пошлым (хотя пошлостью это не считаю)
Быть в женщине - образно выражаясь, я становлюсь объектом в чужой среде. А быть с женщиной в постели..я могу быть объектом другого контекста.
естественно, все эти рандомные мысли - прыщавые дети моего субъективизма
@psycho, да, прыщавые подростки)
@liu, вредные и озабоченные))
@liu, как ты права) наслаждаюсь высказываниями Фрэнсиса. Пока в топе про Фому.
@liu, «Святой Фома тоже сомневался, в присутствии всех учеников, вплоть до желания вложить пальцы в рану на боку Спасителя. Но никто не выходил из себя»
@Nyut, точно-точно. Прям спасибо, что напомнила!) Надеюсь увидеть пару метких цитата у тебя в рецензии)
@liu, и воздушные змеи!!! полностью покорена))
Надпись на надгробии! Только сейчас оценила)