Рецензия на книгу Атлант расправил плечи. Непротивление от ruos
Итак, наконец закончив читать, хочется вставить свои пять копеек (пардон, центов).
Язык простой, без излишков. Довольно неплохо автор описывает ощущения-впечатления от индустриальной области - металла, бетона, конструкций и тому подобного. Природа, как правило, упоминается постольку-поскольку.
Персонажи однобоки. С одной стороны - одухотворенные, принципиальные, красивые, трудолюбивые, умные и прямолинейные люди, через которых автор и передает свою точку зрения на вещи - идивидуализм, разум, логика, созидание, торговля, производство, деньги.
Им противостоят все как один: мерзкие, рано постаревшие, лживые, изворотливые, тупые, алчные, слабые, безпринципные и попросту злобные существа, которые, к тому же, прикрывают свои темные делишки идеями гуманизма о равенстве, братстве, "общественном благе".
Женских персонажей почти нет. Это, собственно, сама блистательная Дэгни Таггарт, и еще две других, которым уделено процента 2-3 от общего текста.
Много воды. Часто какой-нибудь персонаж разрождается лекцией на тему денег, производства, морали и нравственности, и не может остановиться несколько часов реального времени, которое тратится на прочтение. К концу книги это начинает неслабо раздражать, так как для закрепления мыслей их повторяют, перефразируют, углубляют, приводят примеры.
На мой вкус, любопытную речь произнес Ф. Д'акония на приеме у Джима Таггарта. Также понравилась сцена, описывающая так называемую схему "спихотехники" - когда начальство не хочет брать на себя ответственность, скидывая ее на других.
Помимо этого, в книге много рефлексии, персонажи часто что-то ощущают, соотносят вещи со своим моральным кодексом, что, конечно, только добавляет объема, хотя таким образом и показывается их внутреннее становление.
Самое большое разочарование - отсутствие СССР. Где, блин, этот огромный гигант, суровые люди, медведи, водка, ушанки, ядерные ракеты, КаГеБе и чадащие металлургические заводы? То ли все это противоречит идее книги - что производство и прогресс может обеспечить только сильные индивидуалисты, а не гос. система, то ли это персональная обида автора, родившейся в России, на большевиков, от которых, без сомнения, во время и после революции досталось очень многим, то ли попросту жителю США того времени не хватало объективной информации, что бы описать закрытую страну. Как бы то ни было, в книге США - последний оплот свободы, возможностей, частной собственности, в то время как старушка Европа уже давно превратилась в набор Народных Республик, где люди с голодухи жрут свои сандалии.
Общее впечатление - интерес от прочтения периодически сменялся на смертельную скуку и обратно, затянуто (то, что это антиутопия, начинаешь понимать где-то ближе ко второй книге, до этого просто недоумеваешь от тупейшего в истории человечества правительства). По мере прочтения большая часть моих вопросов, которые возникали по поводу поведения персонажей и происходящего нашли свои ответы. Местами удалось получить удовольствие от развития сюжета и потешить чувство справедливости, когда плохиши попадали в ямы, которые сами себе рыли.
Но эта книга - дитя своего времени, в ней чувствуется отголоски идеологической войны. А еще здесь есть стойкое амбре необъективности подачи информации - игра на эмоциях и желании людей быть на стороне "хороших парней". Много идей, которые очевидны, но все равно разжевываются в кашу на протяжении трех томов, но помимо этого есть мысли, над которыми можно подумать и согласиться или оспорить - все зависит от вашего мировосприятия.
Очень точно сказано, при прочтении я чувствовала то же самое.