Рецензия на книгу Застольные беседы от cupy

написала рецензию14 марта 2016 17:12
Оценка книге:
9/10

#Ист1_4курс (философия древности)
#конкурсрецензий4

Вам когда-нибудь доводилось намазывать магнит чесноком? Вот и мне нет, но только до недавнего времени. Как выяснилось, чтение античного талмуда ещё и не до такого доведёт. Уж очень хотелось самой проверить хоть один из многочисленных причудливых опытов и, вроде как, житейских фактов, приведённых Плутархом. И поскольку варианты типа «показать разъярённому слону барана, при виде которого тот должен мгновенно успокоиться» малость не входили в мою компетенцию, решила отделаться малыми средствами. Думаю, обнародование результата не будет большим спойлером: обещанного философом размагничивания не произошло. Как я и ожидала. А вот на отмывание рук и очищение магнита ушло время. Зато я стала более критично читать, что не помешало насладиться полётом фантазии собравшихся.

Современный человек после ухода гостей включает тв или лезет в интернет, но в древности такой роскоши не было, и Плутарх, по завершении частых застольных бесед брался за праотца блокнота и праматерь ручки и принимался фиксировать услышанное и сказанное. Получившееся произведение в честь 9 муз состоит из 9 книг с собственной темой каждая, а в них уже рассматриваются по 10 вопросов. Правда, не обошлось и без самого грустного качества древней литературы – утерянных кусков, целых глав. Благодаря оглавлению их названия всё же сохранились, и это ещё больше раззадоривает желание узнать, что же в них было. И если о некоторых из них можно почерпнуть информацию из других источников (например, почему дни недели названы в честь планет, но не по порядку), то остались и черные дыры. К примеру, Плутарх обещал поведать, почему женщины не едят сердцевину латука, но этот секрет теперь уже недоступен нашим современникам.

Раз уже пошла речь о еде, не буду далеко отступать – да, в соответствии с названием добрая половина глав посвящена не столько нравственным, философским или же культурным проблемам, а достаточно приземлённым, и связанным с употреблением пищи нашими сотрапезниками. Ядром книги является вот какая мысль: «Сегодня я поел, но не пообедал». Подразумевается жизненно важное значение не только того, что стоит на столе, но и тех, кто сидит от тебя по правую и левую руку. Причём беседа должна быть полезной и интересной, а не сводиться к пустому пьяному трёпу. Хотя выпить древние тоже были не дураки, и многократно подчёркивали важность и этой части досуга. Плутарх раскрывает секреты того, как получать максимальное удовольствие, начиная с мелочей: вино пей из средней части бочки, масло бери из верхней, мёд из нижней.

Сложно помнить, что греческие философы, включая автора, были вегетарианцами (точнее, приверженцами «бескровной и безубойной пищи»): так часто в повествовании идёт речь о мясе, хотя вновь у меня неоднократно зарождались большие сомнения в истинности слов. Например, утверждение, что при свете луны мясо портится быстрее, чем при палящем солнце. Но тут мы подходим к одной важной теме античной философии. Многие главы посвящены антитезам: горячее-холодное, жидкое-твёрдое и т.д. В упомянутом сомнительном примере философы рассуждали так: гниение есть разжижение, а луна как раз разжижает, в то время как солнце, как сила огня, иссушает, значит, лунная ночь для мяса опаснее дня... Иными словами, иногда очень хотелось, чтобы эти господа периодически давали своим рабам отгулы, глядишь, и сами бы заодно оказались ближе к реальной жизни, а не просто применяли абстрактную логику к месту и нет.

Если в познавательности книги я заранее не сомневалась, то юмор стал неожиданным открытием. Очень многие моменты сложно было воспринимать серьёзно – да и с чего бы, когда речь идёт о дружеской беседе под хмелёк? Особенно порадовала в этом смысле ещё в начале упомянутая глава об антипатиях: древние верили, что у каждого предмета есть пара, которая его аннулирует. Например, гадюку якобы можно остановить, прикоснувшись к ней веточкой бука. Так что второй фазой начатых экспериментов будет поиск быка с последующим поиском смоковницы и верёвки – говорят, если привязать столь свирепое животное к данному дереву, у него сразу проступит ангельская покорность.

Но всё это счастье так и осталось бы простым нагромождением коржей, если бы не финальная вишенка: к последней книге Плутарх присовокупил добавочные главы, посвящённые празднику чествования муз. На них в те далёкие времена все были помешаны, даже считалось, что гостей нужно собирать не меньше числа граций (3), и не больше числа муз. И День Рождения муз отметили на славу – я почти слышала те песнопения под переливы лиры.

Катя (@rina_rot)14 марта 2016 17:20

Первый вопрос прям притянул к рецензии)) Может просто чеснок уже не тот, что был в древности?)
Эксперимент с гадюками, видимо, в древности не удался...
Я искренне посмеялась)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)14 марта 2016 17:30

@rina_rot, дедушкин чеснок, доморощенный - не может быть каким-то не таким))) Давай так - ты усмиришь быка смоковницей - и я сразу поверю в неудачный чеснок))
Там смешное даже в сносках (а самое смешное, что их больше тысячи - сама книга в электронном варианте занимает только 40 с чем-то %): какой-то момент я недопоняла, кликнула по ссылке и она выдала гениальное: текст, мол, остался не понят исследователями. Спасибо, не дали упасть самооценке))

Ответить

Катя (@rina_rot)14 марта 2016 17:34

@cupy, нет уж, не хочу иметь дело с разъяренным быком)
Лентяи эти исследователи, не поняли они...Еще и утерянные интересные фрагменты найти не могут)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)14 марта 2016 18:25

@rina_rot, это да, хотя там и без того было много интересного, особенно умилило представление о том, что кольцо носят на безымянном, потому что это единственный палец, который напрямую по вене связан с сердцем)))

Ответить

Катя (@rina_rot)14 марта 2016 20:52

@cupy, про палец и вену я слыхала)

Ответить

@ekaterin_a14 марта 2016 23:57

Великолепная рецензия!!! Я все ждала рецензии, думала, куда же вы пропали, а оказывается вы там опыты с чесноком и магнитом ставите:-)))))

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)15 марта 2016 3:47

@ekaterin_a, спасибо, хотя я ещё очень многое забыла написать, заметок на полях осталось ещё на дцать рецензий))
Да уж, совершенно растворилась в книге..) Там ещё каждый вопрос начинается с перечисления беседующих, и к середине у меня стало возникать непонимание, почему Плутарх меня забыл вписать - такой эффект присутствия)))

Ответить
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт