Рецензия на книгу Шостакович и Сталин: художник и царь от liu

написала рецензию11 января 2017 20:59
Оценка книге:
9/10

Как-то так получилось, что на биографию и творчество Шостаковича в колледже и консерватории уделялось немного времени, в музыкальные программы он входил, произведения исполнялись, разбирались, а вот что же это за личность была такая? И вот с недавнего времени у меня начал вырисовываться его образ ярче. А эта книга добавила немало красок в портрет.

Начну с автора и его стиля. Соломон Волков, музыковед и журналист, советский и американский, в своё время успел посотрудничать с Шостаковичем и издать о нём книгу "Свидетельство", которая получила не то, чтобы неоднозначные, а очень резкие отзывы - фальсификация, враньё и прочее. История эта тёмная, до сих пор не всё ясно с этой книгой, я же её не читала. Другие же его книги получили отзывы весьма хвалебные, в том числе "Диалоги с Бродским" (планирую) и эта "Шостакович и Сталин", которую одобрили и родственники и критики. И я одобряю.

Написано очень живо, динамично, как журналист, Волков знает своё дело. Периодически он прыгает по датам, но это вполне терпимо, проскакивают англицизмы, но как проживающему в Америке ему это простительно. Он ярко и чувственно описывает музыкальные произведения, с интересной точки зрения рисует портреты людей того времени, не только Шостаковича и Сталина, но и других деятелей культуры и приближённых к власти. Ясным слогом погружает в реалии первой половины 20 века.

К Шостаковичу я очень прониклась. Автор не рисует его как лучшего человека, не старается выбелить его неоднозначные поступки, старается их понять и объяснить, но не оправдать. Интересно и со Сталиным - в книге, конечно, больше о его отношениях с культурой, тоже весьма неоднозначных, и Волков старательно и психологично роется в действиях вождя, также стараясь их не просто осудить и вынести приговор, а понять.

Сама книга меня погрузила в очень взвинченное состояние, стало очень неспокойно. Что за страшное время! Но проживая его вместе с талантливым композитором, его музыкой, становится ещё страшнее. Невозможное время для художника.

Образ Шостаковича - хрупкий мальчик (даже и в старости как мальчик), бледный, с высоким голосом, эмоциональный и падающий в обмороки, нервный, неприспособленный к быту, но стоит сесть за рояль или писать музыку и он титан, мастер своего дела. Этот дар, этот огонь творчества пожалуй и помог ему пройти через весь ужас Большого Террора. Он жил на грани, и в постоянном страхе, СТРАХЕ большими буквами. Не только он, все так жили. И не важно насколько ты близко к самому главному и всемогущему, никто никогда не знал как ляжет карта - сегодня ты любим и уважаем, завтра изгнан или мёртв.
Шостакович всю жизнь был в состоянии ожидания чего-то жуткого, голод и бедность на грани нищеты были только частью, он был то обожжён любовью тирана, то погружён в ледяную прорубь негодования - то Сталинские премии, то увольнения и гонения. Как он смог сохранить здравый рассудок? Как хоть кто-то сохранял рассудок в эту эпоху, балансируя на грани катастрофы, постоянной угроза ареста, ссылки или расстрела?

Я их помню во власти и силе
при дворе торжествующей лжи.
Страхи всюду как тени скользили,
проникали во все этажи.
Это стало сегодня далёким.
Даже странно и вспомнить теперь.
Тайный страх перед чьим-то доносом,
Тайный страх перед стуком в дверь.
Е.Евтушенко.

В самом начале меня захватила история с выбором гимна Советского Союза (кстати того самого, что распевают теперь), а могло получиться так, что играла бы музыка Шостаковича - кстати говоря, мне его вариант понравился гораздо больше. Но выбрали Александрова (того самого, с оркестром). Шостакович всё думал, что его отправят на расстрел, но это ему не помешало заступиться за коллегу и накинуться на Александрова (он пытался скинуть неполадки в оркестровке на другого) при Сталине.

Шостакович был вынужден потакать советской власти, идти на компромиссы, уступки, он старался не предавать, его предавали не раз. От него отказывались друзья, и их сложно в этом винить, люди пропадали штабелями - родные, любимые, друзья и коллеги.

Знаменательна статья "Сумбур вместо музыки" - да-да, это о Шостаковиче, один из самых критичных моментов биографии. Его обвинили в самом страшном культурном грехе того времени - в "формализме"!!! В "Леди Макбет Мценского узеда" после долгого успеха, нашли и формализм и, о ужас, порнографию.
Гадали кто написал статью, большинство склоняются - сам вождь, главный эстет страны, видно "из каждого абзаца торчат августейшие усы".
Что ещё? Оперу "Нос", например, называли "ручной бомбой анархиста", а "Светлый ручей" - "Балетной фальшью".

Почти вся жизнь Шостаковича - это изматывающий поединок с тираном, бесконечные и непредсказуемые "кошки-мышки". Композитор пережил диктатора, каким-то чудом и невероятной ценой. А многие нет - Булгаков, Маяковский, Цветаева, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Пастернак... дальше перечислять смысла нет, ведь это миллионы погибших, и не только деятелей культуры.

В книге много потрясающих до глубины историй, фактов. Мне невероятно понравились параллели с отношениями Николая I и Пушкина и сама концепция собирательного образа художника, в том числе Шостаковича, которая вбирает в себя: энергию и пыл Юродивого, изворотливость Самозванца и гениальный дар Летописца. Три ипостаси художника, противостоящего и народу, и власти.

Было много моментов в книге, когда не получалось удержать слёзы:
- когда Шостакович кричал от отчаяния во весь голос, потому что нет ни денег, ни еды, ни свободы;
- когда Серебрякова расстегнула кофту, демонстрируя следы тюремных истязаний;
- когда артисты понимали, что громкие овации - это не радость, а смертный приговор;
- когда закончился роковой для Булгакова телефонный разговор со Сталиным;
- когда незадолго до самоубийства разрыдавшийся Маяковский осознаёт, что теперь он уже не поэт, а просто чиновник;
- когда прах творческих гениев Бабеля и Мейерхольда ссыпали в общую могилу вместе с прахом кровавого жандарма Ежова;
- когда были похороны Прокофьева, который умер со Сталиным в один день;
- когда вечером перед исчезновением (скорее всего расстрелом) Жиляев с отеческой нежностью гладил Шостаковича по голове, повторяя : "Митя, Митя...".

Осталось только включить Восьмой квартет Шостаковича и слышать там не "память жертвам фашизма и войны" (как приписано в партитуре), а чувствовать там реквием композитора самому себе. Включить его симфонии - и ощущать этот музыкальный документ эпохи, летопись века и автобиографию в звуках.

#БК_2017 (Книга, которая довела вас до слез)

@neveroff11 января 2017 23:03

"Сумбур вместо музыки" ну, симфонии у него и правда сумбурные... Или я их так воспринимаю. А вот концерты классные. И нравятся его балетные сюиты. А восьмой концерт недавно слушал в филармонии. Правда объявили его "Память жертв холокоста".

Ответить

Алина Машкова (@cupy)11 января 2017 23:07

Теперь мне ещё больше хочется, чтобы в рецензии можно было вставлять картины-картинки)

Ответить

Людмила (@liu)11 января 2017 23:12

@neveroff, знаешь, вот я к творчеству его относилась как-то прохладно всегда, но когда надо было самой что-то играть, так это пронимало, очень много у него всяких символов в музыке, и вообще мыслей, а когда начинаешь партитуры симфоний изучать - столько всего становится видно и слышно, и как-то всё сразу встаёт на свои места. Очень много музыки переслушала во время чтения, за счёт этого конечно и эмоции от прочтения были сильнее, но и за счёт книги эмоции от прослушивания усилились. В итоге, хотя дочитала вчера, остаюсь на взвинченной ноте и с сумбуром в голове) "Память жертв холокоста" - тоже вполне символично и подходит, в конце концов Шостакович очень осуждал антисемитизм и евреям сочувствовал... Но вообще, честно говоря, не большой я знаток музыки Шостаковича пока что)

Ответить

Людмила (@liu)11 января 2017 23:17

@cupy, ой, тогда здесь такое засилье картинок будет - ведь я не смогу удержаться, чтобы не проиллюстрировать каждую рецензию, да и многие другие, я уверена, тоже))) И будет тут "Сумбур вместо рецензий" =)

Ответить

Алина Машкова (@cupy)11 января 2017 23:21

@liu, хочу сумбур в виде иллюстраций талантливых ридлян. Кстати, не одна я уже верю в новую грань твоего таланта) А откуда цитата, я из-за болезни много пропустила?)

Ответить

Людмила (@liu)11 января 2017 23:26

@cupy, это "Сумбур вместо музыки" - прям в рецензии можешь найти, это статья в советской газете "Правда", а ещё есть статья в википедии, если интересно почитать) Вообще слово "сумбур" у меня теперь ассоциируется со Сталиным и Шостаковичем, и я стала замечать, как часто вокруг меня употребляют это слово, да и я сама)

Ответить

Алина Машкова (@cupy)11 января 2017 23:43

@liu, сумбур вместо музыки я могу ещё и в подписи к картинке найти)) Я подумала, раз ты долго читала книгу, где-то в комментах проскакивала полная цитата) А я не так часто, но теперь тоже рискую начать обращать внимание

Ответить

@neveroff12 января 2017 1:08

@liu, у моей мамы он любимый композитор. А я сам по паре раз все послушал и только. Все же когда жил с родителями, то к классике относился весьма прохладно.

Ответить

Людмила (@liu)12 января 2017 7:30

@cupy, про сумбур в статье тоже много, и вообще она очень неприятная... Но цитировать больше чем название не захотелось.
@neveroff, у меня родители ни классику особо не слушали, ни книжек не читали, папа изредка, но у него на это времени никогда не хватало. А классику на пластинках слушали? Большая коллекция была?)

Ответить

Алина Машкова (@cupy)12 января 2017 7:34

@liu, приятного я как-то и не ожидала..

Ответить

Анна (@annaopredelenno)12 января 2017 9:28

Классные у вас рецензии, надежно заинтересовывают. И выбор книг мне очень импонирует.

Ответить

Анна (@annaopredelenno)12 января 2017 9:36

И да, извини, сбилась на "вы", на автомате :)

Ответить

Людмила (@liu)12 января 2017 10:13

@AnnaOpredelenno, спасибо, может кого-то и заинтересую Шостаковичем, ну или хотя бы культурой эпохи) Мне чем-то напомнило книгу Одоевской "На берегах Невы", то же время и много тех же имён.
И на "вы" сбиваться нормально, мне наверное как cupy надо в профиле приписать "ко мне можно на ты".
@cupy, кстати о кинотематике. Я в рецензии упомянула другую книгу Волкова о Шостаковиче - "Свидетельство", так вот, по ней снят фильм в 88-м году с Беном Кингсли в роли Шостаковича, планирую смотреть, оказалось что на кинопоиске на него ни одной оценки нет.

Ответить

Алина Машкова (@cupy)12 января 2017 10:23

@liu, о, Кингсли я люблю, особенно Ганди. Феноменально он играет и подонков, и одного из самых добрых людей в истории. А оценок часто нет, если переводов нет. А бывает, и версии в сети..

Ответить

Людмила (@liu)12 января 2017 10:27

@cupy, его Ганди я обожаю, но фильмы 80-х ч с ним не смотрела, будет очень интересно посмотреть на него более молодого, но вообще он в 73 всё ещё бодрячком. Уверена, что с его Шостаковичем всё в порядке, в плане образа)

Ответить

@neveroff12 января 2017 10:30

@liu, да, у нее было здоровенная коллекция пластинок с классикой. И рядом стояли папины пластинки Высоцкого и Окуджавы. Это для меня маленького было главным показателем того, что "пошел я на кассетах слушать Bon Jovi и Deep Purple, раз вы тут разобраться не можете, что лучше")))

А как же ты так окунулась в музыку, если никто не приучал? В музыкалке была отличная учительница?))

Ответить

Алина Машкова (@cupy)12 января 2017 10:38

@liu, что-то ты попутала, в Ганди он на 6 лет моложе как раз) Хотя обра может быть и другим

Ответить

Людмила (@liu)12 января 2017 11:01

@cupy, я была уверена, что фильм конца 90-х, почему-то так отложилось в голове, а он аж 82-го. Ты знаешь, я очень удивлена...
@neveroff, с учителями мне вообще везло, но всё началось с консерватории, это было одно из немногих красивых зданий в Саратове, мы гуляли мимо него с мамой, а оттуда всегда доносились звуки музыки, или оры вокалистов, фортепианное звучание было самым приятным. Ну и в 4 года я уже заявила, что буду учиться именно в этом здании, и через 14 лет так и получилось)Deep Purple - отличный выбор. А Bon Jovi я не выносила, постоянно слушала у папы в машине, теперь это конечно уже ностальгию вызывает) А пластинки у нас были с Битлами и со сказками - самые затертые были про Бэмби и про Питера Пена))) И никакого Шостаковича... Да что уж там, ни Бетховена, ни Рахманинова...)))

Ответить

Алина Машкова (@cupy)12 января 2017 11:06

@liu, часть успеха фильма как раз в том, что для своего времени он тем более крут, я помню, что и наградки давали

Ответить

Анна (@annaopredelenno)12 января 2017 12:46

@liu, читать ли про Шостаковича - я еще думаю. Очень интересно, но есть риск не проникнуться из-за недостаточной музыкальности, что ли. В конце концов, сначала надо бы послушать его произведения. А вот про Бродского того же автора определенно читать буду теперь.

Ответить

Людмила (@liu)12 января 2017 14:15

@AnnaOpredelenno, его Бродский меня тоже очень заинтриговал, а вот по поводу музыкальности, то автор очень здорово подаёт музыкальную информацию - доступно, без лишнего загруза, не сравнить с недавним "Фаустусом" Манна, вот уж куда лучше соваться уже с запасом знаний по теории музыки. А здесь - всё, как для людей)

Ответить

Джеймс Кот (@andres)12 января 2017 15:32

Прекрасно написано.

Во-первых, то, что автор журналист, - для меня как тряпка для быка, в хорошем смысле)

А во-вторых, я не люблю биографии, особенно из 20 века, но на эту даже обратил внимание. Надеюсь, там нет причитаний в духе Рыбакова.

Ответить

Людмила (@liu)12 января 2017 15:57

@andres, спасибо! Рыбакова я, правда, не читала, поэтому не знаю что у него за дух причитаний. Но у Волкова я вообще причитаний не заметила, и что показательно, он не давил на жалость.

Ответить
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт