Рецензия на книгу Луковица памяти от liu

написала рецензию27 февраля 2018 21:17
Оценка книге:
10/10

Сложно представить каких трудов стоила автору та лёгкость стиля, с которой он пишет об очень сложном и страшном времени. Гюнтер Грасс - удивительный человек, что не оставляет вопросов к тому, почему же он стал настоящим событием для своей страны. Удивительны не только его книги, но и сама жизнь, где он и писатель с Нобелевской премией, и скульптор, и художник, и общественно-политический активист, и умелый повар, и многодетный отец. Но таким он стал позже. А в "Луковице памяти" Грасс пронзительно и красочно рисует портрет "другого себя", из детства , юношества, и на пути к зрелости. Он периодически так абстрагируется от себя-мальчишки, что нельзя не прочувствовать идею двойничества, и для меня образ взрослого Грасса и его младшей версии действительно раздвоился.

Этот автобиографичный роман - "луковица" не только по названию, но и по форме и содержанию. Теперь любое взаимодействие с луком будет навевать целый ворох "грассовских" мыслей и образов, эпизодов романа. Луковица - это память, которая говорит правду только при чистке. Снимаешь слой за слоем, чтобы через болезненные слёзы добраться до сердцевины, а там отыскать и вернуть на место ребёнка. Ребёнка, которого так необходимо простить и утешить, но чью вину надо будет искупать всю последующую жизнь, с чьими ошибками надо будет считаться и ни за что нельзя забывать. Ничего уже не исправишь и никакие "если" уже не случатся, но несмотря ни на что нельзя открещиваться от прошлого, нельзя бояться мыслей, нужно всё вспоминать, не жалея себя. Вина не исчезает.

Утопаешь в мурашках, когда вместе с Грассом разглядываешь его маленькую версию - "мальчугана в коротких штанишках и гольфах, который постоянно корчит гримасы. Он уклоняется от вопросов, не хочет под суд... говорит: "Я же был ещё ребёнок, всего лишь ребёнок..." Утопаешь в мурашках и идёшь вслед за писателем, который продолжает чистить эту проклятую и неизбежную луковицу. А мальчишка довольствуется полусознанием или ложным знанием, не омрачён сомнениями, не задаёт лишних вопросов: "Тогдашнее молчание гулко звенит у меня в ушах". Он - "волчонок" из гитлерюгенда, юный нацист, бегущий от мещанского быта и семейных обязанностей, от тесноты и бедности. Ему кажется, что он бежит навстречу свободе и прекрасному будущему.

Но так рос художник Гюнтер Грасс, и его не было бы без нацистского прошлого, без войны, на которой все становятся убийцами, без не заданных вопросов и блуждания в тумане, без медленного узнавания всех ужасов, без чувства голода. Голод в романе раскрывается в самых различных преломлениях: не только голод по еде (книга полна описаний кулинарных шедевров и гастрономических пассажей, упоминается стихотворение Грасса "Холодец из свиной головы"), но и порабощающий сексуальный голод, а затем при утолении этих первичных потребностей ещё более глубокий и основательный - голод эстетический .

Показательно и то, что этот "луковичный" процесс воспоминаний - это не только про одного человека, это про всю страну, которая совершив преступления против человечества вынуждена и понимает обязательство не забывать и жить с виной по сей день. "О чувстве вины и стыда можно, как и о голоде, сказать, что оно гложет, постоянно гложет; только мой голод был временным, а вот чувство стыда..." Но суровый и плачущий от паров лука взгляд в прошлое, осознание, принятие и понимание пути искупления даёт силы идти вперёд. Тяжёлый и бесконечный путь в гору. Вот почему такой парень как Сизиф (по Камю) пришёлся в своё время Грассу по вкусу.

"Я признал осуждённого богами каторжника достойным поклонения новым святым, для которого абсурдность человеческого существования была столь же очевидной, как восход и закат солнца, и который сознаёт, что поднятый на вершину камень не останется там лежать. Герой по ту сторону сомнений и отчаянья. Человек, который счастлив оттого, что ему суждено катить в гору камень. Такой никогда не сдастся".

#БК_2018 (2. Книга, в названии которой есть что-то съедобное)

Катя (@rina_rot)27 февраля 2018 21:56

У меня преподавательница латинского, когда я училась на первом курсе, писала по творчеству Грасса диссертацию (ее первым иностранным языком был немецкий). Ее коллеги над ней шутили, что, мол, она ещё может спросить у живого на тот момент автора, что он имел в виду в своих произведениях))

Блин, такая классная и эмоциональная рецензия.

Ответить

Людмила (@liu)27 февраля 2018 22:02

@rina_rot, спасибо, это книга очень эмоциональная и я порадовалась, что читалась она достаточно легко в плане стиля. Например, в "Жестяном барабане" я не смогла продраться через первые страницы и решила отложить, и думаю, что не зря.
А автор совсем недавно умер, всего в каком-то 2015, с ним можно и немало интервью на ютубе найти, это так странно, потому что он воспринимается почему-то как более "древний" писатель)))

Ответить

Катя (@rina_rot)27 февраля 2018 22:15

@liu, а я вот только и читала Барабан в вузе. Но ты же понимаешь, что я уже ничего не помню)) хотя как ничего...кое-что отчетливо)

Ответить

Людмила (@liu)27 февраля 2018 22:58

@rina_rot, кое-что уже хорошо, не ты же в конце концов диссертацию писала))) А я настроена прочесть (начать по крайней мере в этом году) всю его Данцигскую трилогию, которую как раз Барабан и начинает.

Ответить
Похожие рецензии
@mine Татьяна 10 августа 2016
Я ничего не слышала о скандале, разгоревшемся перед премьерой этой книги, а пока собиралась с силами ее прочесть, Гюнтер Грасс взял да и помер. Однако. ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт