Рецензия на книгу Щегол от lora-art
Есть такие книги в моем шкафу, к которым я боюсь подступиться. Вот думаю, возьму вот эту, рука тянется и вдруг останавливается, и тут же меня одолевают сомнения, а потяну ли я. Вот и «Щегол» был в этой же категории. И к моему удивлению, чтение пошло как по маслу. Я ожидала сложного языка, а тут наоборот, читается легко и непринужденно. И вот когда первые 100 страниц были проглочены, я поняла, что не так страшен черт/щегол, как его малюют.
Не раз видела в отзывах, что многие обвиняют «Щегла» в его затянутости (а такое можно предположить даже не читая, так как книга увесистая – 830 страниц). Но я с этим согласиться не могу, возможно, для кого-то это выглядит как затянутость, для меня же – это идеальная прорисовка сюжетной линии. Нет тут места скомканности или недосказанности, и поэтому читатель будто лично знает героев, будто присутствует там. А чтобы написать так талант нужен.
13-летний Тео вместе с мамой решают переждать дождь в музее, но в одночасье их жизнь меняется – они становятся жертвами теракта. В состоянии шока мальчик выбирается из-под обломков и отправляется домой, где всю ночь ждет маму. Он моет посуду, хочет, чтобы она по возвращению порадовалась, каждый шорох он воспринимает как ее шаги. Но ей в этом теракте выжить было не суждено. Вот эта ночь, которую Тео провел один дома, то, как она описана, мне кажется, не оставит никого равнодушным.
Но трагедия Тео не ограничивается только потерей мамы, все это усугубляется тем, что у него на руках оказывается настоящее произведение искусства – картина Фабрициуса «Щегол».
И хотя "Щегол" написан маслом, довольно крупными мазками, сама книга это полупрозрачная акварель. Несмотря на некую депрессивность во всем, чувствуешь эту прозрачность.
Многие писали, что в повествовании чувствуется искусственность, а я вот как раз хочу сказать обратное. Дело в том, что в "Щегле" довольно много моментов, казалось бы, будто бы недосказанных или недописанных, но вот именно так происходит в реальной жизни. Очень часто, важный разговор обрывается на полуслове, кто-то что-то умалчивает, врет, больно шутит и т.д. Я согласна, что Тео иной раз поступал более чем искусственно, но лишь потому что он хотел казаться лучше, чем был на самом деле. Перед каждым он разыгрывал свою определенную роль, но разве у нас нет таких "искусственных" знакомых?
Очень важный персонаж - это украино-польско-русский мальчишка Борис, который станет лучшим другом Тео. В отличие от Тео, он - сама жизнь, сама эмоция.
И вот вроде взяли мы книгу, где с 13-летним мальчиком происходит трагедия, и мы готовим себя к жалостливой истории сироты, но нет, мы ошибаемся. мы получаем многослойную, пропитанную искусством и всякого рода зависимостями, историю.
Возможно, что лет так через 20 "Щегла" Донны Тартт включат в список зарубежной классики, которую будут рекомендовать читать наряду с "Идиотом" Достоевского. Кстати, этому произведению русской литературы тоже отведено местечко в этой книге. Мимо речи Бориса о князе Мышкине сложно будет проскочить, она такая яркая, такая эмоциональная, такая важная.
С нетерпением теперь жду экранизацию.
Прошу прощения, за столь длинную рецензию, и это я уже себя остановила намеренно, так как я бы еще и писала, и писала. Ведь я ни слова не сказала ни о Пиппе, ни о Хоби... А Китси, а миссис Барбур (которую, к слову, сыграет талантливейшая Николь Кидман)... В общем, те, кто не боится длинного размеренного детального повествования, берите и читайте. Делайте собственные выводы.
Я её начала Читать и она не зашла мне
Но сейчас я трейлер увидела и снова заинтересовалась
@loki, трейлер очень атмосферный. И вот я думаю сейчас, понравится она тебе в итоге, или нет... Мне кажется, для тебя тут два крайних варианта может быть - либо будет вау, либо прям дно.