Рецензия на книгу Групповой портрет с дамой от neveroff
- Неужели эта Лени, черт возьми, само совершенство?
- Ответ: почти.
Генрих Бёлль находится, пожалуй, всего в полушаге от звания классика немецкой литературы. Впрочем, некоторые из его поклонников со мной не согласятся и станут доказывать, что эти полшага он сделать успел. Просто «кое-кто» (намекая на таких как я) этого не заметил. На самом деле не имеет значения такая «мелочь»: нобелевская премия в 1972 году вполне достаточный мотив, чтобы считать данного автора весомой фигурой. Кстати, получил денюжку от Нобеля герр Бёлль именно за эту книгу. И вот это меня и сбивает с толку.
Исходя из этого объемного романа я вижу литературных «родителей» писателя: это, во-первых, соотечественник и действительно классик Эрих Мария Ремарк, а во-вторых, француз и тоже классик - Виктор Гюго. От первого Генриху Беллю «досталось» глубокое понимание человеческой натуры, особенно людей, переживших тяжелые потери, не нашедших своего места в жизни, не принимаемых окружающим обществом, осознание индивидуальности каждого из нас. От второго – неуемная тяга к описаниям и дотошность к деталям.
Если Вы думаете, что слово «портрет» в названии книги взято для красного словца, я Вам отвечу – дулечки! Эта книга действительно самый настоящий портрет Лени Пфейфер (в девичестве – Груйтен), ее родителей, ее двух мужей, брата, погибшего в Дании на войне, сына, сидящего в тюрьме, ее подруг и друзей, ее учителей, ее соседей и недоброжелателей. И вот так расширяя круги на воде вокруг тетушки Лени книга охватывает всю до- и послевоенную Германию. Причем, автор – не обыкновенный портретист, наподобие сидящих на одесской Соборке, киевском Андреевском спуске или московском Арбате. Если бы так, он ограничился бы только начальным описанием каждого героя: рост, вес, цвет глаз и волос, телосложение, семейное положение и различного рода пристрастия. Но автор мало того что профи, так еще и человек дотошный. Читатель о каждом герое получит столько же информации, сколько и профессиональный историк по интересующему его историческому лицу.
Правда, лично мне действительно интересными персонажами показались исключительно фрау Лени и монахиня Рахель.
Но вот какая штука. Я понимаю, что это еще одна книга из серии «жизнь государства через призму отдельно взятого персонажа». Также допускаю – и верю! – что главная героиня с детства неординарна и восхитительна. Настолько, что ее «спустя столько лет моментально вспомнили монахини и иезуиты с пергаментной кожей». Но тем не менее этот роман напомнил мне одесскую поговорку: «Я вас уважаю, правда, уже не помню за что». А все потому что у меня остались два вопроса:
1. «Ну и?» В переводе: я узнал о замечательной даме, ее семье и целой Германии. Спасибо. А оно мне было нужно?
2. «И чего теперь?». В переводе: и как эти знания я должен применять, использовать и т.д.?
И эти вопросы появились не от ханжества или тупоумия. А потому что, хоть книга написана мастерски, персонажи глубокие и более чем раскрыты, читалось забавно и легко, но в душе не осталось ни-че-го! Вот просто ничего! Эмоции и чувства - как будто читал учебник. И возвращаясь к нобелевке и тому что меня сбивает с толку. У Генриха Бёлля есть «Глазами клоуна» и «Бильярд в половине десятого», которые тоже изобилуют воспоминаниями и описаниями, но трогают струны того самого человеческого органа. А «Портрет», несмотря на то что это портрет красивой и незаурядной женщины, - нет.
Негативная рецензия получилась. Были иные надежды на этот роман?
А вопросы, которые у Вас остались после прочтения, у меня возникают всегда, независимого понравилась книга или нет. Это как бы необходимый итог, подводящийся после прочтения.
@lerochka, жаль, если кажется негативной. Старался, чтобы получилась как сам роман - ни вашим, ни нашим)))
Надежда была на литературу, а получил учебник истории. Образно говоря.
@lerochka, вопросы такие, пожалуй, у всех возникают после прочтения книги) Только не всегда на эти вопросы можно ответить что-то, кроме "нет" и "ничего/никак") Может, это-то и не понравилось Александру (@neveroff)
Я книгу не читала, и к своему стыду, не прочитала ни одного крупного произведения Г. Бёлля, кроме совсем крохотного отрывка из "Хлеб ранних лет" и еще пары рассказов. Но "Глазами клоуна" давно у меня в планах висит.
@patootie, @lerochka, вот именно что вопросы не просто ВОЗНИКЛИ - это естественно, они ОСТАЛИСЬ, значит ответа не нашел. Поэтому и странные ощущения... Наташа правильно поняла))).