Рецензия на книгу Черная обезьяна от andres
Если преодолеть пренебрежение и все-таки вскрыть эту консервную банку с обложки, то скорее всего оттуда пойдет дым. Я больше, чем уверен в этом. Я глубоко уважаю Прилепина (кому есть до этого дело), но этот человек заставил меня напрягать извилины.
Я отчаянно брал сюжет, спрятанный внутри клубка шерстяных ниток, и пытался вызволить его от туда. Видит Бог, я приложил достаточно усилий, но на подходе обнаружил небольшое видеоинтервью с автором, который за пару секунд объяснил, что сюжета в "Черной обезьяне" нет. Спасибо, конечно. Но такие вещи сообщают, как правило, перед тем, как заводить отношения с книгой.
Книга о жестокости среди подростков, о мысленных скитаниях главного героя и его личной жизни и псевдонеожиданная концовка - для меня это такое окончание романа, когда ты действительно его не ожидаешь, но в то же время спустя несколько минут удивления и эйфории спрашиваешь: А зачем?
Эту книгу я бы сравнил с некоторыми русскими рок-группами. Вот уж действительно, чем больше непонятных слов, намеков на тайный смысл, витиеватость описаний - тем преданнее сердце фаната. Но расшифровать некоторые вещи я не могу и сейчас, перечитывая.
К нам в университет как-то заезжал Прилепин - как раз после публикации "Черной обезьяны". Там его спросили, а что все-таки значит этот "белый квадрат" в вашем рассказе? На что писатель вначале ответил - я сейчас уже вспомнить не могу. А потом все-таки нашел запрятанную собой же загадку.
Итак, в "Черной обезьяне" нет сюжета, и как прикажете писать после этого рецензию? Давайте поговорим про стиль.Читать, если честно, было трудновато - приходилось в каждом абзаце пропускать минимум по предложению. Либо мое настроение, либо отношение не могли стерпеть лишних слов в романе. Герой очень долго вставал с кровати и шел на кухню под всевозможные описания автора. Иногда это привлекает внимание, но в данном случае я не воспринял это позитивно.
А в итоге обвинить я все-таки хочу себя, потому что начал знакомство не с той книги Прилепина. Наверное, нужно было открыть известную "Санькя" или "Восемь". Этот автор мне по душе. В нем есть что-то действительно русское, простое, чего так не хватает в современных российских книгах.
А все-таки про Прилепина я бы смог сказать: "Он художник, он так видит".