Рецензия на книгу Терпеливый снайпер от masyama
С сожалением в самом начале вынужден признать, что роман "Терпеливый снайпер" Артуро Переса-Реверте, по крайней мере по его стандартам, книга, на мой взгляд, слабая. Причём, как мне показалось, сразу по нескольким характеристикам.
Базовая идея интересна и актуальна: писатель изучает не очевидное место искусства в современном мире, неопределённость и размытость самого понятия "искусства", миссию творца в плане калибровки общества и прилегающую проблематику. Но исполнено это - "Курильщик, извини меня за грустный каламбур", как пела группа "Гротеск" в великом мультфильме "Остров сокровищ" - очень искусственно.
В центре повествования находится таинственная фигура неуловимого граффитиста Снайпера. Лучшего из всех. Почему он самый лучший и в чём выражается масштаб его личности не очень понятно. Использование в рисунках мексиканских мотивов и сопровождение их псевдофилософскими подписями вряд ли могут считаться достаточными причинами для замирания сердца. Да и вообще, война против общества зиждется в "Снайпере..." на фундаментальном принципе "что разрешено, то не граффити". Я готов понять бунтарство юных, которые через граффити выражают возмущение несовершенством мира, но воспевание вандализма, как эстетики, как философии, как стержня жизни мне представляется очень странным, если оно происходит всерьёз. А Перес-Реверте, по-моему, совершенно серьёзен.
Опять же, я готов поверить, что на каком-то коротком промежутке времени интерес к вандал-арту может привлекать большие или даже огромные деньги галерей, спекулянтов и коллекционеров. Но не думаю, что этот интерес будет оформляться в детективные операции по розыску анонима. В конце концов, анонимность даже выгодна - не надо платить гонорары.
На мой взгляд, не слишком писателю удалась и главная героиня - скаут Алехандра Варела. Ей недостаёт проработки. Кроме размытых печальных воспоминаний и участия в действии в качестве субъекта в ней ничего нет. Ни черт, ни особых примет. По этой причине решения, которые она принимает, представляются мне в большей степени волюнтаризмом автора, нежели логическими последствиями развития сюжета. Особенно в финале. Я бы сказал, финальная коллизия вообще возникла на ровном месте. Других героев, стоящих хотя бы упоминания, в "Снайпере..." нет.
Согласно заключительному предложению, книга была написана в Неаполе в течение 2013 года. У меня есть ощущение, что писалась она второпях и под конкретное географическое место - собственно сам Неаполь, - который выглядит в романе, кстати сказать, очень и очень непрезентабельно. Как и Италия, и итальянцы в целом.
Жаль, конечно, что это произведение АПР не показалось мне таким же хорошим, как некоторые другие, прочитанные мною ранее, но зато мне очень понравилась метафора, вынесенная в заглавие книги. По версии автора, "терпеливый снайпер" - это не граффитист, а жизнь.
"Но не думаю, что этот интерес будет оформляться в детективные операции по розыску анонима. В конце концов, анонимность даже выгодна - не надо платить гонорары."
А как же Бэнкси? Вот уж кто породил массу теорий о своей личности и вот для поиска кого будут разворачиваться детективные операции) Если я всё правильно понял из рецензии, то он вполне мог быть одним из прототипов главного героя.
А в целом согласен, грань между анархо-акциями, которые причисляют к искусству, и вандализмом обыкновенным очень тонка и порой на ней очень сложно устоять.
Там Бэнкси упоминается, как предтеча, не прототип. В качестве связи вымысла с реальностью...