Рецензия на книгу Чрево Парижа от obukhova
Натурализм в ущерб психологизму – так бы я определила содержание этого романа классика французской литературы.
Описания рынка и гор громоздящейся снеди, безусловно, дивные. Поначалу их действительно читаешь с удовольствием, ощущая желание немедленно броситься все это рисовать (хотя рисовать я не умею абсолютно). С середины книги натюрморты изрядно приедаются, остается только скользить замыленным взглядом (раз уж читать через страницу я тоже не умею). Слишком однозначные герои, слишком упрощенное разделение на «толстых» (непорядочных, занятых наживанием денег и – совсем уж плоско – чревоугодников) и «худых» (порядочных, занятых деланием революции или сочувствующих ей).
Я, наверное, могу понять замысел, при котором подобными чрезмерными описаниями достигается эффект почти физического пресыщения и отторжения, неприязни к этому городскому «брюху» - символу торгашества, жажды наживы, обжорства и жадности. Вполне могу оценить трагическое положение человека, чуждого по своим взглядам и, как следствие, образу жизни обитателям Центрального рынка, но вынужденного, тем не менее, жить среди них и пытаться сохранить себя. Объективно, наверное, - да, но субъективно – скучно, и предсказуемо, и уныло.
Золя, к сожалению, не читала, но ваше описание напоминает Гюго, также, сплошь и рядом крайности - если красива, то божествено, если некасив, то до уродства. И, конечно, лирические отступления... Французы такие французы :)
@angelaJEV, я, наверное, не рискну делать обобщения - слишком мало произведений читала и у Золя, и у Гюго. Хотя "Собор Парижской Богоматери" дался мне сложно. Много раз я начинала эту книгу читать и зависала :) В конце концов дочитала, но без удовольствия. С другой стороны, то же "Дамское счастье" у Золя мне нравится, а ведь там тоже полно описаний)