Рецензия на книгу А порою очень грустны от meduza
Начало 80-х, колледж и три главных персонажа оказавшихся в этом месте и в это время. Классический любовный треугольник. Два парня влюблены в одну девушку. И собственно все перипетии сюжета исходят из этого.
Главная героиня - Мадлен. Училась на отделении Английского. В сущности, суть персонажа явственно раскрывает цитата: "Именно этого и хотелось Мадлен. Она стала изучать английский язык и литературу по причине самой что ни на есть ясной и незатейливой — потому что любила читать…. Английский был предметом, который выбирали люди, не знавшие, что выбрать". Писала курсовую по теме, связанной с Матримониальным сюжетом, любила Остин, Элиот и Джеймса, романы викторианской эпохи и пребывала в состоянии утрированного одиночества. Имея за плечами некоторый опыт любовных отношений, закончившихся неудачно, влюбляется в загадочного красавца-интеллектуала Леонарда.
Митчелл. Учился по специальности религиоведения или что-то типа того. Влюблен в Мадлен с самого начала их знакомства, но все его попытки сблизиться с ней оказываются тщетными, ибо чувство не взаимно. Она упорно не рассматривает его в качестве возможного возлюбленного.
После окончания учения, снедаемый неразделенной любовью, вооружившись целым набором религиозных книг духовно-просветленных умов, Митчелл пустился с другом в скитания по Старому свету и Индии. В последней баловал себя в том числе и благодеяниями с непонятными даже ему самому помыслами и мотивацией (работа в больнице для обездоленных в Калькутте, вдохновленная не то деятельностью Матери Терезы, не то бездеятельностью в плане созидания своей собственной жизни, не то стремлением к обретению сокровенного внутреннего опыта. Или, что скорее всего, всем этим единовременно). Используя посредством книг религиозный опыт Великих, как средство поиска сути, смыслов, сущности, цели он пытается постигнуть себя и мир вокруг, уразуметь и упорядочить необузданный пытливый дух, ожидая и желая некоего откровения/просветления/прозрения.
Леонард – герой, страдающий маниакальной депрессией. Сменяющиеся периоды заболевания позволяют увидеть его и как полного жизни обаятельного интеллектуала, стремящегося к познанию, как естественных наук (биология), так и философских, в частности семиотики (не то от скуки, не то от некой внутренней потребности в структурировании своего отчасти ущербного бытия) и всеми мыслительными благами из этого вытекающими. Так же читателю предстоит созерцать его в период полного упадка сил, опустошённости, невозможности полноценной жизни: ни интеллектуальной, ни эмоциональной, ни физической. Полный раздрай в совокупности с жаждой внимания и участия, нытье о своей доле-недоле, жалость к себе. В сущности, весьма познавательно относительно этого заболевания.
Мадлен, как и Леонард, посещала курс «Семиотика», где их пути и сошлись. Пока болезнь Леонарда была неактивна, их отношения развиваются вполне закономерно. Потом начинаются проблемы, о природе которых Мадлен сперва не догадывалась. Не желая разрывать отношения, Мадлен (не то из-за своей неискушенности и убежденности в спасительной силе любви, не то из жалости, не то по не знанию и искаженному романтизированному представлению об этом недуге, не то просто потому, что она дура) смиренно и самозабвенно пытается «нормализовать» их отношения. Леонарда так же нельзя упрекнуть в нежелании этого. Он пытается: исправно посещает психотерапевта, периодически проходит лечение в клинике, принимает лекарства, иногда сознательно закрывая глаза на объективную тщетность этих попыток. Будучи достаточно умным, он понимал, что спасти ничего не сможет, а будучи наивным, он не мог не надеяться на некое чудо.
Заканчивается эта эпопея вполне закономерно – своеобразным освобождением всех главных героев.
Хотелось бы отметить, что Семиотика в этом романе может служить отдельным и совершенно полноценном персонажем, который пусть и не имеет четко очерченных границ, но весьма органично вплетается и в сам сюжет повествования, и в судьбы героев, и едва уловимой, естественной нитью сшивает текст. Автор устраивает своеобразный парад звезд философской мысли того времени: Барт, Лиотар, Фуко, Эко, Делез, Бодрийяр, Деррида, Сартр и др. В итоге получилась неплохая игра из знаний, смыслов, интерпретаций и усилий понять и переварить воззрения велико мудрых умов.
Как итог - роман о взрослении, личностном становлении и о выборе, приправленный изощрёнными заигрываниями с философией, литературой, религией и претензией на интеллектуальность.
P.S. Прочитав все немногие произведения автора, хотелось бы отдать ему должное за нетривиальность. Ибо все его тексты весьма оригинальны, своеобразные, с яркой индивидуальностью и великолепно написаны.