Рецензия на книгу Ночь и день от NikolaiTarantsov
Пустые разговоры о смысле жизни под чашечку чая
Роман Вирджинии Вулф «Ночь и день».
Книга о поиске себя и обретении себя, о любви, о времени, об искусстве, о городе Лондон и о всевозможных мелочах слагающих не только жизнь, но и счастье в жизни.
Виржиния Вулф, английская писательница и литературный критик, бесспорный классик модернистской литературы, /такое течение в искусстве, которое пытается разорвать старое и создать новое, а в итоге выводит старое на более качественный уровень/. Очень требовательный к себе автор, /по многу раз переписывала свои книги/, в один из моментов обострения душевной болезни в состоянии глубокой депрессии покончила жизнь самоубийством, /утонула в реке/.
Буквально в двух словах, сюжет книги. Главная героиня Кэтрин Хилбери, молодая светская девушка, потомственный литератор, в неё влюблён Ральф Дэнем, точнее в неё после знакомства влюбляется начинающий адвокат Ральф Дэнем,, который можно сказать полностью теряет голову от любви, но есть один нюанс Ральфа любит Мэри. Такой вот английский любовный треугольник, но не совсем то и треугольник, потому, как Кэтрин никого не любит, а пытается найти себя в этом мире.
События романа текут медленно, одно событие перетекает в другое, герои ходят, пьют чай, о чём-то говорят, конечно это важно, /для них важно/, но со стороны не покидает ощущение бессмысленности. Бессмысленности слов, поступков, порывов души, всё смывается временем, в никуда, и мы смываемся временем. Хочется то много, и счастья хочется личного, и смысл в жизни своей найти, а оно одно с другим не вяжется. А ещё все мы разные, у каждого свои пути, и пересечения этих путей совершенно не значат, что у нас одинаковые направления движения. Конечный результат, возможно, но до того, ничего общего, /ну разве, что пустые разговоры о смысле жизни под чашечку горячего чая/.
Да, и грустно и безрадостно, и так узнаваемо, что выть хочется. Кажется ну, что тебе надо, ан нет, нет того. Потом годы проходят, став старше, понимаешь, был глуп, просто по молодости был глуп. Ну метался по жизни, ну искал чего-то, романтика, она только по молодости романтика, к старости, она меняет название, упущенные возможности.
Этого всего в романе вроде бы как и нет, или есть но глубоко, между строк, потому как есть эти мысли возникшие после, мысли, возникшие в процессе соотношения, когда невольно примеряешь на себя ситуацию, и видишь даже не параллели а полное соответствие сторон.
Я не знаю может дело в эволюции развития личности, или в возрастных каких кризисах, или в спиральном развитии общества, /в смысле всё повторяется, человек веками наступает на одни грабли/, но главное не это. Я предвижу возражения, конечно счастье, личное счастье это очень важно, и смысл жизни очень важно, но тут разговор немного о другом.
Тут разговор об искусстве, о самопожертвовании во имя искусства, /ибо не положив на алтарь искусства душу, не вдохнёшь в своё детище жизнь/, а не вдохнёшь жизнь, кто тебе поверит. А души-то на всё не хватит, тут либо счастье, /где-то рядом со счастьем смысл/, либо вырви из груди сердце, вместе с душой и, /как горьковский Данко/, вперёд.
Именно так я вижу Кэтрин Хилбери, именно так я понимаю жизнь на примере Кэтрин Хилбери. Об остальных героях романа, много не скажешь, все они неплохие люди, но слишком уж приземлены, слишком уж вросли в серую массу, слишком уж из этого мира. Человеческого мира.
И тут мы подходим к главному. В противовес миру человеческому, мир божественный. Мир творца, внутренний мир, невидимый процесс под черепной коробкой. Это сложное таинство, можно сказать мистическое таинство, таинство рождения нового мирозданья.
Вот такая собственно любовь, по-английски, Ральф любит Кэтрин, Мэри любит Ральфа, а Кэтрин…
Кэтрин любит пустые разговоры о смысле жизни под чашечку чая.
Интересная, вдумчивая рецензия.