Рецензия на книгу Остров доктора Моро от Dagaz
Остров доктора Моро представился мне в первую очередь как яростная нападка на религию, которая опутала людей запретами и угрозами, добавила мистицизма, но оказалась невечной и бесполезной с точки зрения сохранения человечности.
Вопросы этичности экспериментов над животными, морали в экспериментальной науке в целом, конечно, тоже поднимаются в романе, поскольку бурно обсуждались в начале прошлого века. Но, главное, как мне видится, – это вопрос необходимости религии в жизни людей, проблема нравственности религии, проблема человечности.
Мы видим в книге, что религия зверолюдей, разработанная Моро и полинезийцами, и явно перекликающаяся с ветхозаветной, содержит лишь внешние запреты, за нарушение которых следует неизбежное наказание. Но природная, звериная натура, в конечном итоге побеждает. То же происходит и с главным героем еще в самом начале повествования: стоит оказаться в ситуации близкой голодной смерти – и весь культурный налет, все нравственные запреты оказываются нарушены: и вот, герои уже готовы убить и съесть товарищей, чтобы ненадолго продлить свою жизнь. Впрочем, все герои романа далеки от идеала нравственного человека: пьяница и скобарь капитан, пьяница и трус Монтгомери, демонстративно отрекающийся от всего человеческого (жалости, радости, страдания) Моро.
Но вот «Бог умер», или, вернее убит, зверолюдьми, которые преступили внешние законы, неподтвержденные внутренней необходимостью, внутренним содержанием. Что займет его место? На острове – ничего. Зверолюди вернутся к естественному звериному существованию.
Бог умирает и в цивилизованном мире времен Уэллса. Что придет на смену? Не вернутся ли и люди на животную стадию развития? В романе нет ответа, по крайней мере, я его не увидела. Внешняя, неглубокая религия уходит, а достойного внутреннего содержания – нет.