Рецензия на книгу Синдром Петрушки от Uter

написал(а) рецензию24 октября 2017 22:35

Если что-то не вполне съедобное завернуть в красивую обертку, станет ли оно настоящей конфеткой? Ладно, усложним задачу, чтобы ответ не казался очевидным. Что если этого несъедобного всего 10 граммов, оно залито сверху толстым слоем качественного швейцарского шоколада и посыпано вкусными орешками, тогда как? С романом Рубиной у меня именно такая моральная проблема. В нём есть толстый вкусный слой, многое собой прикрывающий и чем-то, безусловно, ценный, но в самой глубине, подо всей аппетитной маскировкой, скрывается абсолютно несъедобный для меня жанр - классическая российская чернуха. Противоположности, как известно, притягиваются, а если кто-то слишком круто заберет вправо, то рискует оказаться слева - провернётся. Поэтому последующие вкусности будут в отзыве соседствовать с неаппетитностями. Свет и Тьма, битва Бобра с Козлом и всё такое. Вкусность номер раз - мир кукол и кукловодов Главный герой книги, Пётр Уксусов, он же Мартын, он же Петрушка, с детства занимается куклами. Он их мастерит, он их "водит" по сцене во время спектаклей и уличных выступлений, он ими живет. В 8 лет судьба сводит его с увлеченным кукольником, который за несколько лет обучает его основам ремесла. Подробные описания изготовления реквизита и работы с ним (в т.ч. за ширмой провинциального театра) прилагаются. Похоже, Рубина немало времени потратила на сбор материала - текст изобилует массой интересных деталей, которые простому человеку просто неизвестны. Кукол я люблю, сама когда-то шила и понимаю, что действо это в чём-то действительно почти мистическое, поэтому читать было очень интересно. Осторожно - неаппетитность! Большое количество узкоспециализированных подробностей наверняка кому-то может показаться скучным. Вкусность номер два - волшебные описания природы и городских ландшафтов Изобилующее флешбэками действие романа происходит попеременно в Иерусалиме и Праге, на Сахалине и во Львове. Для каждого города Рубина находит потрясающе живые, ароматные слова, рисующие превосходную картинку описываемого ею места. Читая её строки, хочется вскочить с дивана, снять с карточки последние деньги, наскоро покидать в чемодан самое необходимое и, не откладывая, рвануть Туда, бродить по тем самым улочкам, разглядывать те самые здания, искать на стенах те самые изображения и барельефы. ... заваленная снегом, волшебно освещенная гроздьями театральных фонарей Прага - это особый жанр: смесь балета со сновидением в сопровождении стойкого запаха жареных шпикачек. Осторожно - неаппетитность! Когда автор примерно в том же стиле начинает описывать людей, их речь и события, получается нечто не вполне адекватное реальности (даже особой, кукольной, какую нам тут выстраивают на протяжении всех четырех сотен страниц текста). Более того, в такие моменты Рубина опасно приближается к стилю повествования Макса Фрая, а там уже, простите, не сочная речь и богатый язык, а полнейшее словоблудие. Вкусность номер три - сложные, неоднозначные персонажи Будущий кукольник Петя в 8 лет утащил из коляски годовалую девочку с огненными волосами, решив, что она будет его главной куклой. Многие годы они с Лизой растворялись друг в друге и мучили(сь) одновременно, неистовствовали и вынужденно разлучались, рожали и хоронили ребенка, любили и ненавидели. Не умели только одного - жить самодостаточно, вне рамок собственного кукольного мира. Картина с каждой стороны дополняется несколькими красочными штрихами. У Пети - львовская бабушка, а у Лизы - покончившая с собой мать и невесть с чего пустившаяся в бега тётка. Драчливый инвалид-отец и похотливый мудак, женщины-терпилы и женщины, попытавшиеся взять судьбу в свои руки, семейные тайны и фамильные предания, легенды о Холокосте и еврейских проклятиях, бытовуха израильской психиатрички и российского полунищенского существования - вброшенных авторов в это густое варево ингредиентов хватило бы и на несколько романов. Осторожно - неаппетитность! По мере чтения, с увеличением числа наворотов семейных трагедий, отлично начинавшаяся история всё больше скатывается в нарочитый, закрученный на потребу публике фарс. Да, "кукольность" (читай - театральность) всего показанного здесь неоднократно подчеркивается, но финал при таком замахе оставляет неприлично много вопросов. Гора родила мышь, а истерзанные души главных героев успокоились как-то уж слишком мелочно и неожиданно. Вкусность номер четыре - всеохватная идея трикстера Не, не, он не плохой и не хороший. Не ест живы и не ест мартвы! Он такой персонаж... Мораль и честь - это не про него. Понимаешь, он - ТРИКСТЕР! Это такое вечное существо из подземного мира. Он плут, разрушитель... Все ему дозволено: и с неба, и из-под жеми. И ему много тысёнц лят. Трикстеры тут повсюду - в них играют, ими играют, они играют. Все тут не просто люди-куклы, но и плуты-обманщики. Раздают обещания и тут же их нарушают, ищут себе послушных марионеток и сами с радостью ими же и становятся. Осторожно - неаппетитность! От градуса экспрессии всей этой братии порой становится неуютно. Даже у самой фарсовой кукольной истории, кажется, должна быть идея и/ или мораль. Здесь финал рушит любые предположения относительно понимания произошедшего. Свести всё к сложным взаимоотношениям двоих псевдовлюбленных людей (настоящей любовью такое назвать, увы, невозможно), повторюсь, выглядит слишком просто. Сладкое и обоюдное схождение с ума? Нет уж, увольте! Вкусность номер пять - камео автора Когда главный герой отправляется за консультацией к некому профессору Ратту, тот весело сообщает, что "на днях подарил одной писательнице эпиграф для ее нового романа о сумасшедшем кукольнике". Приведенные им слова совпадают с эпиграфом "Синдрома Петрушки". Профессор гордится собственной находкой, "если, конечно, дама не испаскудит своим романом мой чудесный эпиграф". Осторожно - неаппетитность! И снова возникает мысль о фарсе. Идея тщательно выстроенного в формате кукольного представления повествования разбивается от столь грубого столкновения с реальным миром. Да, это забавно. Но стоило ли втягивать себя внутрь текста, если это помешало восприятию? Не попахивает ли такое "искусство ради искусства" самолюбованием? Мне и сейчас при каждой встрече хочется сразу всучить ему в руки какую-нибудь куклу, чтобы вместо отчужденной маски увидеть его настоящее лицо. Приятного вам шелеста страниц!

Похожие рецензии
@lora-art 6 июня 2015
#К1_1курс #Тайные_сокровища_Ридли2 Сложная, Страшная и Сильная книга… Книга трех С. 1. Ее сложность не только в самом стиле изложения (много описательных тяжелых оборотов и т.д.), ...Читать далее
@amelia_fiore 28 июля 2015
Книга о многом: о кукольнике, который дошел до самой вершины мастерства в своем деле; о смешении жизни в реальности и на сцене; об отношениях мужчины ...Читать далее
@marfic 22 августа 2015
Как же подступиться? Начну с того, что Дина Рубина числится в моих любимых писателях. Временами мне кажется, что уровень мастерства и нащупывания человеческого нутра у ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт