Рецензия на книгу Искупление от liu

написала рецензию30 ноября 2017 16:51
Оценка книге:
9/10

#Кин1_3курс

Неудачное знакомство с автором какое-то время назад теперь перекрыто более эмоциональным "Искуплением". Более точного названия для романа, кажется, и не придумать, да и сама тема животрепещущая, ведь каждому с самого детства приходится сталкиваться с этим понятием и чувствами, вырастающими из него. Каждый человек рано или поздно совершает что-то такое, за что ему становится стыдно и порой нарастающее чувство вины приводит к желанию её искупить. Размеры вины могут быть разные и счастливчиками оказываются те, чья вина оказалась не настолько большой, чтобы сломать чью-то жизнь настолько, что это было бы невозможно исправить. "Счастливчиками" оказываются и те, кто свою вину не осознаёт или осознавать отказывается. А ещё вряд ли хоть кто-то когда-то узнает полные размеры всего того, за что можно было бы себя ненавидеть, потому что даже при сильно развитом чувстве эмпатии, узнать, что твориться в мыслях и чувствах каждого человека, с которым нас что-то связывает, невозможно. Далеко не всегда дано узнать, как повернулась чья-то жизнь в результате каких-то наших слов или поступков... И здесь запускается воображение.

Может ли воображение стать причиной зла?
Сила воображения переносит нас в другие миры, в параллельные реальности, помогает просчитать тысячи вероятных событий, она подарила нам творчество и науку. Большинство вещей, которые доставляют нам сейчас удовольствие, будь то книги, фильмы, музыка, путешествия, вкусная еда и просто мечты, - всё это продукты великого дара и вполне возможно проклятия, под названием воображение. И вполне обоснованно заявить то, что воображение во многом и создаёт нашу реальность, так как влияет на действия. Безусловно, обычные мечтания и фантазии, которые не приводят к внешним проявлениям, к действию, оказываются мыльными пузырями. Но главная героиня романа Макьюэна - Брайони - крепко-накрепко связала реальность со своим неудержимым воображением, настолько, что увидеть разницу между настоящим и фантазийным оказалось для её неокрепшего 13-летнего сознания невозможным.

Юная Брайони мечтает стать писательницей, она написала целую пьесу к приезду горячо любимого брата, она раскручивает колесо своих творческих шестерёнок в голове всё быстрее и быстрее, а подростковые гормоны ей в этом немало помогают. И вот наступил тот роковой момент, когда всё это колесо раскрутилось до такой степени, чтобы увидеть в реальности то, чего не было... увидеть на миг и, не сомневаясь в истинности фактов, которые на самом деле всего лишь домыслы, заставить поверить и согласиться с ними целое сообщество. И вот воображаемый домысел вырывается из своей псевдореальности и принимается за реальность группой людей, тем самым разрушая жизнь невиновного.

Наш страх и наша ненависть также работает под руку с воображением. Так сжигали на костре ведьм, устраивали войны и геноцид. С помощью силы воображения человечество создало религиозные конфессии и системы правления. И прочувствовав первые волны ненависти, направленных на несуществующую девочку Брайони, задумываешься и о том, что будь она даже реальна, можно ли с такой яростью обвинять 13-го запутавшегося и немного истеричного ребёнка в том, что он обманулся и обманул, если тем же самым занимаются толпы взрослых людей?

Макьюэн ведёт читателя по лабиринтам фантазий, изменивших жизнь нескольких людей, наградивших чувством вины и жаждой искупления и освещает, как всё это находит выход в реальности на протяжении всей жизни бедовой Брайони, как складываются разрушенные жизни её близких. Неизменно живёт вопрос: возможно ли настоящее искупление? А если оно невозможно в реальности, можно ли заслужить его воображением?

По душе пришёлся в этот раз и стиль Макьюэна, и идеи, и раскрытие внутреннего мира героев, и неразрывные связи этих миров. Несмотря на деление на 4 части, создалось ощущение трёхчастности формы из-за наличия трёх временных промежутков: юность Брайони до роковой ошибки, прошедшая в предвоенное время, затем жизнь после осознания вины и идущая фоном Вторая Мировая война и в заключение Брайони в виде повидавшей виды старушки. Будучи не слишком знакомой с творчеством Вирджинии Вулф, сложно провести аналогии с её произведениями, но несколько упоминаний её имени наталкивают на мысль, что связи есть.

КИНООТЧЁТ.
"Искупление" 2007, режиссёр Джо Райт.
Экранизация, просмотренная по второму кругу (пересмотры фильмов, кажется, становятся знаком этого курса), порадовала и отлично передала всё то, что чувствовалось во время чтения и в некотором смысле обогатила эмоции после прочтения. Но в этот раз просмотр стал особенным, так как появилась удивительная связь с предыдущей книгой и экранизацией - "Не отпускай меня" Исигуро. Связь появилась, благодаря ролям Киры Найтли: в "Не отпускай меня" она играла девушку, которая разрушила возможное счастье влюблённой пары, в "Искуплении" же оказалась жертвой похожих обстоятельств. Порадовала Сирша Ронан в роли 13-летней Брайони, и МакЭвой, и небольшая роль Алфи Аллена, ассоциирующегося теперь главным образом с "Игрой престолов", бурю эмоций вызвало и неожиданное появление Бенедикта Камбербэтча, которого даже представить себе на могла в этой роли не самого приятного персонажа.
В фильме гораздо ярче были восприняты символы, наверное потому что воспринимать визуально их легче, например обилие воды - фонтан, пруд, море и при этом дикая жажда в военных условиях. Добавила эстетики и звуковая палитра, например, прекрасная находка делать сопровождение из ритма печатной машинки.

Penguin Lessons (@cupy)30 ноября 2017 18:00

Я подзабыла - какой роман был знакомством?
И снова давно запланированная рулетка, тем более что несколько раз слова рецензии убеждали в уместности. К тому же, к середине последнего курса поняла, что ни разу не предлагала фильмы одного из любимых режиссёров (это трейлер нового Вима Вендерса подтолкнул к теме), Михаэля Ханеке. "Белая лента" (2009). Не могу выбрать у него любимый фильм, но визуально этот сильнее всего.

Ответить

Людмила (@liu)2 декабря 2017 23:45

@cupy, знакомством была "Суббота", которая кажется была даже ничего, но вот это "ничего" я и запомнила, совсем всё плох было со "Сластёной" и какими-то рассказами. А ты кстати сама как с Макьюэном?
Рулетка - отличная, теперь я уже не знаю к чему приступить после Альп, к Ленте или к Эволюции) Обложка просто супер - суровый парень то, что надо. А ещё интересно ,что снятое в цвете сделали чёрно-белым. В этом случае решила, что лучше трейлер не буду смотреть перед просмотром. И Ханеке, сколько я ещё всего не знаю в мире кино. Знала, что он Пианистку экранизировал, но я её не смотрела, но надо поставить на заметку, так как книгу не смогла дочитать, то хоть посмотреть)

Ответить

Nyut Bary (@nyut)3 декабря 2017 0:00

Хотела перечитать на этом курсе, но не успеваю катастрофически. Для меня эта история была самым сильным литературным шоком.

Ответить

Людмила (@liu)3 декабря 2017 0:51

@Nyut, история на самом деле не из ряда вон выходящая, сколько подобных разрушенных жизней. А вот подача всей этой истории получилась впечатляющей) А ещё интересно, что когда смотрела фильм первый раз, он не вызвал таких сильных эмоций как в этот раз после прочтения книги.

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)3 декабря 2017 7:36

@liu, в академии начала с ним знакомство с "Цементного сада", а потом больше впечатлилась "Законом о детях", но на него рец не писала. Вот, а ты не хотела)) Я ж хотела его предложить ещё после Туринской, потому что для меня в паре идут, хотя этот фильм полегче считается. А визуал крутой, я вспомнила его после эстонского фильма, при просмотре поймёшь почему. В общем, давно вокруг тебя фильм кружит)) Насчёт трейлера - очень правильно! Ханеке для меня абсолютный топ, а Пианистка долго была любимым фильмам, хотя книга не заинтересовала, как и тебя

Ответить

Людмила (@liu)3 декабря 2017 19:35

@cupy, я знаю, что ты против просмотров трейлеров до просмотра кино тогда как для меня это обычная практика) У меня начинает появляться список фильмов, которые упоминаются параллельно рулетке) Жаль, что твоих рец нет. Но теперь может повнимательнее посмотрю в сторону Макьюэна. Ты имеешь в виду, что я ничего слишком угнетающего не хотела? Так так оно и было, временно)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)4 декабря 2017 6:36

@liu, я скорее против для себя, потому что мне многое может стать спойлером, а там уж личное дело каждого, как настраиваться. Не, на Сад есть

Ответить

Людмила (@liu)4 декабря 2017 11:09

@cupy, да, мы с тобой уже обсуждали такой разный подход к предварительному изучению фильмов) а иногда такие трейлеры встречаются, что чуть ли не краткий пересказ всего выходит. Например, с "пассажирами" так было, я даже тогда на них идти не хотела (в результате всё равно попали на сеанс), до того трейлер надоел, тогда чаще в кино ходили и его перед каждым показом крутили. На Сад потом посмотрю твою рец, меня Амстердам привлёк, на него есть особый план)

Ответить
Похожие рецензии
@inna Инна Заика 16 декабря 2013
Сперва я познакомилась с экранизацией данной книги, кто-то наверняка скажет, что фильм "Искупление" нудный и затянутый и смотреть его не интересно. Я же Вам скажу, ...Читать далее
@ekaterina_1993 Екатерина 8 мая 2014
Я так же, как и в предыдущей рецензии, сначала посмотрела фильм «Искупление». Это мой любимый фильм, он вызывает у меня разнообразные эмоции. Книга заставила меня ...Читать далее
@valentina_sinenko Валентина 16 августа 2014
Почему-то, когда знаешь, что скоро конец книги – остаток читается с облегчением. Так было и у меня, когда я читала «Искупление». Я с облегчением перевернула ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт