Рецензия на книгу Homo Фабер от lanalana
Первым делом хочу поблагодарить @natalya.s.alex , которая подарила мне эту книгу. Каким-то чудесным образом она угадала, что я хочу её прочитать и дала мне тот самый волшебный пинок, а не то я бы ещё лет десять собиралась начать читать.
На самом деле книга скучнейшая. Читаешь и никак не можешь понять, для чего автор всё это написал. И только ближе к концу начинает просматриваться общая концепция и понимание, что оказывается это история на манер древнегреческих трагедий и в частности (надеюсь, что это не слишком большой спойлер) аллюзия на историю о царе Эдипе. Впрочем спойлеров бояться не стоит, потому что у самого автора есть такая дурная черта (а на самом деле наверняка специальный приём, служащий чему-то) спойлерить то, что случится страниц через пятьдесят-сто. «Я тогда ещё не знал, что случится так...». «Я не представлял, что этот человек окажется...» и так далее. Если бы в своё время автор не раскрыл бы всех карт, то вполне вероятно, что в финале я бы удивилась, была ошеломлена и оценка моя была бы выше. А так как мне уже всё рассказали, то и желания узнать, чем всё закончится оказалось мало.
Это история о переосмыслении жизни одним человеком, Вальтером Фабером. Бывшая возлюбленная Ханна называла его Homo Faber, человек созидающий, имея в виду то, что Вальтеру близко только материальное, духовное его не интересует. Он не слушает музыку, не интересуется искусством ни в каком виде. Даже телевизор и тот почти не смотрит. Правильней было бы назвать его человеком разрушающим, потому что всё хорошее вокруг него погибает, гибнут и люди.
Большая часть книги написана от лица Вальтера. Ему пятьдесят лет. Он работает в ЮНЕСКО и из-за своей работы вынужден подолгу бывать в командировках. Он технарь до мозга костей. На мир предпочитает смотреть не собственными глазами, а через объектив видеокамеры, с которой не расстаётся. Не расстаётся он и с пишущей машинкой, которую называет Hermes-baby, что сразу отсылает читателя к Гермесу, покровителю путешественников и богу красноречия. В случае с Фабером красноречием и не пахнет. Его язык очень простой, не блещет разнообразием. Оно и понятно — ведь герой человек, отрицающий чувства. Описаний от него не дождёшься.
И вдруг почти одновременно Фабер встречает людей, связанных с его прошлым. Это был конец тридцатых годов, Швейцария. Тогда у него был друг и любимая девушка (любимая ли?) Ханна. Он начинает вспоминать, и в его душе просыпаются чувства. Впоследствии, находясь в Греции, он поражённо застынет перед скультурой «Голова спящей Эринии» и ему покажется, что богиня мести ожила. Это станет знаком того, что несмотря на то, что он начал меняться, осознал свои прошлые ошибки (по сути ошибка одна — равнодушие к другим людям) и впереди забрезжила робкая надежда на счастье, Рок не дремлет. Тот самый Рок из древнегреческих трагедий, когда от человека ничего не зависит, и он может уповать лишь на милость богов.
Надеюсь, что мой добровольный Санта не обидится, если я скажу, что книга оказалась мне совсем не близка. Она не вызвала отвращения, но и восторга тоже не было. Тем не менее то, что это оказался не просто рассказ о равнодушном эгоистичном человеке, а автор вложил в книгу больше, чем есть на поверхности, побудило оценить книгу немного выше.
Санта рад, что практика немецкого случилась так быстро!)
Ps-Warum ist es nicht auf Deutsch geschrieben?))) гы
@natalya.s.alex, weil hier nicht alle Deutsch lesen können)
@lanalana, ich kann!:D
Сейчас прочла рецензию. Как ты быстро прочитала книгу про всё это , еще и на немецком языке.)
@rina_rot, да она небольшая, страниц двести всего. Да ещё и текст достаточно простой, практически без описаний, а философствований всего на страничку наберётся.