Рецензия на книгу Франкенштейн, или Современный Прометей от amir
В этом году исполняется ровно 200 лет знаменитому роману «Франкенштейн».
Это было время, когда Европа окончательно перешла от аграрно-феодальной системы к промышленности, новым технологиям, машиностроению и прорыву научной мысли. Однако церковь того периода еще обладала достаточным авторитетом, чтобы вселить в массы сомнения, что все эти нововведения «от лукавого» и в конце концов «бездушное детище погубит своих создателей». Именно этот микс ортодоксальной и научной мысли стал результатом первой научно-фантастической книги «Франкенштейн, или современный Прометей». Поэтому в книге можно разглядеть тонкую аллюзию на конфронтацию науки (в лице ученого Виктора Франкенштейна) и религии, которую олицетворяет Монстр Франкенштейн, как бы отождествляющий собой сильного и страшного Бога, которого человек сам для себя создал, а теперь пытается его убить. Кроме того Монстр, как и Бог, лишен имени (мы сейчас говорим о Боге именно в фундаментальном христианстве; еще до того как тайное сектантство «Свидетели Библии» дали ему имя Иегова).
-Ты мой создатель, но я твой Господин, - говорит монстр. Кроме Бога по-моему никто так не мог бы сказать…
__________________________________________________________________________________________
По сюжету молодой и преуспевающий студент естественных наук Витька Франкенштейн, с помощью электрошоковой терапии оживляет антропоморфного монстра (и все это за 85 лет до изобретения первого дефибриллятора! Красавчик), которого он собрал из более менее сохранившихся трупных органов (Я его слепила из того, что было [на кладбище]).
Однако «реальность» оказалась хуже «ожидания» и создатель отрекается от своего «детища». А новорожденный монстрик, имея задатки человека, нуждается в коммуникации и социуме, который, по понятным причинам, его боится и отвергает. Внимательный читатель мог заметить, что все герои находят счастье именно в семье и близких друзьях. На этом фоне образ одинокого монстра выглядит еще более трагичным.
Лишенное смысла жизни, ожесточенное и всеми отвергнутое существо, решает обречь на те же муки своего Создателя, заставляя того метаться по всему глобусу, как баран на Курбан-Байрам.
Напрашивается логичный вопрос: почему второе название романа «Современный Прометей»? Окунемся в античную мифологию. Прометей дал людям огонь, по значимости равный жизни. Он желал принести человечеству пользу, за что и был наказан. Та же участь ждала и нашего героя: его цели были благими и направленными на пользу человечества, однако, как и свой мифологический прототип, он был наказан «вечными муками».
Кроме того Прометей – это символ богоборца, а ученые того времени воспринимались именно с этой позиции.
Помимо греческой мифологии, источником сюжета можно считать еврейскую легенду о Големе - антропоморфном существе, которое было создано из глины, с помощью бубнов и танцев у костра.
Но этот список мифических «источников» можно продолжать вечно и дойти в итоге до Снегурочки, которая до встречи с волшебным посохом Деда Мороза была бездушной Снежной Бабой.
Поэтому пора переходить к реальным лицам, оказавшим влияние на образ Виктора Франкенштейна и на роман в целом. Как и своё детище, Витька Франкенштейн составлен не из одного, а нескольких человек (Луиджи Гальвани, его племяш Джованни Альдини, Эндрю Ур и Конрад Диппель), которые в разной степени экспериментировали с электричеством и его влиянием на человека. Кто-то ради забавы (прикольно же когда труп конвульсивно бьется под ударами тока), а кто-то реально мечтал таким образом оживить казненного мертвеца.
Очень сложно поверить, что книгу написала 19-летняя девушка. Совершенно отсутствуют максимализм, мэрисьюшность, мартисьюшность и соплюшность. Как мы видим, подростковые книги могут быть разными. Кто-то пишет о том, что собирается покончить с собой из-за того, что «король прыщей подарил ей валентинку», а кто-то создает мировые шедевры, с приятным послевкусием Baileys’а, оказавшие влияние не только на литературу, но и на медицину. Хочется добавить картинку «БРО/НЕ БРО».
Не смотря на динамичный научно-фантастический сюжет, в первую очередь это книга «на подумать». Банальное «мы в ответе за тех, кого приручили» уже приелось, потому что упоминалось буквально в каждой рецензии. Гораздо интереснее задуматься над Наукой, которая противопоставляется Религии. Несмотря на то, что ученый свет книги представлен в более выгодном свете, нежели церковнослужители, писатель[ница] как бы намекает, что Наука заходит за грани дозволенного, за что и будет обречена на «вечные муки», подобные мукам Прометея. За познания тайн Вселенной необходимо платить высокую цену.
Это было с Адамом, который съел плод с древа Познания.
Это случилось с Франкенштейном.
Это произойдет и с Наукой.
А Бог будет жить всегда…