Рецензия на книгу Два брата от aa_books
Знаете как бывает после прочтения действительно отличной книги: потом все кажется примитивным, обыденным и неинтересным. "Двум братьям" не повезло. После Гитлера, Германии и евреев "Другой судьбы" Шмитта эта же тема, но в книге Бена Элтона кажется какой-то нескладной, да и стиль не дотягивает. Как будто Элтон сам боится своей же истории. Отсюда и местами неуместно грубуй язык, который изобилует свернословиями. Чтобы предать истории драматизма и внушительности не обязательно рассказывать ее нецензурно.
А сюжет...? Признаюсь, я не однократно удивленно вскидывала брови от неожиданности. Один раз прослезилась. Но все остальное время меня не покидало странное чувство, что чего-то не хватает, вроде хорошо, но не достаточно.
Мне очень нравилась параллель между жизнью главных героев, братьев Штенгель, и национал-социалистической партией. Но куда она делась к середине книги?
Мне очень нравились задорные, добрые, шаловливые ребятишка из Субботнего клуба. Но меня смущают отношения уже подросших братьев с Дагмар и Зильке. Наверное, во мне говорит снобизм, но такое хитросплетение мне не нравится. Я не понимаю такую любовь: Дагмар к себе, Отто с Паулем к ней, а Зильке к братьям. Что-то здесь не так, не правда ли? А по сути именно на этой странной любви все и замешано.
Конечно, я ждала чего-то непредсказуемого в финале, но мои глаза до сих округлены от удивления. Я бы сказала словами Станиславского "Переигрываете!". Я люблю интриги, но не тогда, когда они становятся вездесущими и всеохватывающими. Я спрашиваю себя, о чем эта книга? О евреях, о нацистах, о Германии, о любви, о МИ-6, о коммунистах? Обо всем и ни о чем.
Безусловно, все скажут, что это еще полправды, война страшнее, она рушила судьбы и не так, могло быть и хуже. И было, я не сомневаюсь. Но я не хочу и не буду судить о литературном произведении через призму жертв нацизма, ужасов и лишений войны. Я не могу сказать, что книга прекрасна только потому что она о трагических судьбах.
Такие книги, в особенности такие, должны завоевывать свое место под солнцем, хотя бы потому что, если уж автор берется за тему Великой войны, он должен быть бесконечно уверен, что кишка не тонка. Тогда и только тогда история станет ценна, когда перестанет быть просто описанием страданий и боли еврейского народа, а будет иметь еще художественную ценность, которую в этой книге я, увы, разглядеть не смогла.