Рецензия на книгу Тринадцатая сказка от deigrantz

написала рецензию11 октября 2017 20:00
Оценка книге:
7/10

#БК_2017 4. Книга, в названии которой есть цифра

Вот прочитана очередная «местная знаменитость». Соблазнилась бы я этой книгой, если бы не Ридли? Скорее всего – нет, потому что на разрекламированную в магазинах, журналах, интернатах литературу я не ведусь, а вот на кучу хвалебных отзывов – да. Так что стало интересно, за что же эту сказку так полюбили ридляне…
Появилась ли у меня эта любовь? Скорее всего – нет… И симпатия тоже нет, а вот интерес к псевдодетективной и псевдомистической истории – да. Но появился бы этот интерес, если бы я уже прочла все упомянутые в книге образчики золотого века британской классической литературы? Абсолютно точно – нет, ибо уже по нескольким отзывам я поняла, что сие творение прямой закос под «Джейн Эйр», «Грозовой перевал», «Женщину в белом» и что там еще?
Автор сама любит все эти книги, наделила этой же любовью своих героев, использовала отсылки в своем произведении – это все конечно мило и трогательно, но грести денюжку лопатой на чужом добре…я такое высоко не оцениваю. И да, спасибо большое за полностью проспойлерную «Джейн Эйр»! Предупреждать в начале книги о таком надо, что изначально требуется ознакомиться со всеми классическими готическими романами, прежде чем приниматься за данный опус!

Я даже затруднялась поставить оценку книге, вроде и с удовольствием прочла, но это удовольствие складывалось из нескольких деталей, все остальное же в процессе чтения мною беспрерывно критиковалось – такое на высший балл не тянет, но и те некоторые моменты не дают поставить совсем уж низкий. И вот я начала отсчет от наименьшей поставленной мною оценки-единички, а далее всего лишь прибавляла отмеченные в ходе повествования плюсы:
1 – любовь ГГ к книгам (как и у меня, и у всех здешних), как она их воспринимает, как читает, как заботится о них в букинистическом магазине ( в котором собственно и живет – рай на земле).
2 – так ненавистная ГГ (и так любимая мною) погода ноября-декабря на просторах северной Англии, мрачные осенние пейзажи графства Йоркшир, вечные сумерки из-за плотных низких туч, промозглость и влажность, обусловленные близостью речных и морских вод – все это очень атмосферно и поэтично…если сидишь дома))
3 – сады, сады и еще раз сады! Я – дипломированный ландшафтный дизайнер, и если ГГ книги любит больше людей, то я точно так же люблю растения)) а если серьезно – с профессиональной точки зрения было интересно читать про обустройство приусадебного сада с загадочной новаторской планировкой экстравагантной и не менее загадочной леди Винтер, про фигурный садик в поместье Анджелфилд (прямо за душу трогало как Джон и вся его чета взращивали и ухаживали за садом на протяжении веков).
4 – чистюля Эстер, по-русски сказать нянька и воспитательница близняшек Аделины и Эммелины, чересчур умненькая и сообразительная для своего пола, возраста и рода деятельности (уж не берусь себя с ней сравнивать, но тяга к чистоте и порядку во всем, а так же ее упоение своей научной деятельностью мне знакомы). Главы, где она начала приводить в порядок жилище, дела, режим дня и поведение четы Анджелфилдов, прямо бальзам на душу, израненную закоренелым бардаком, антисанитарией и нездоровой вседозволенностью. Еще интересно было послушать ее выводы по психологии близнецов.
5 – Аврелиус, местный кулинарный идол, человек без дня рождения. Очень трогательная сюжетная ветка, в которой идеально все – старушка-«Нострадамус», что вяжет носки с двумя пятками перед судьбоносными моментами в ее жизни, «наследство» Аврелиуса, значение которого он разгадывал как ребус (безуспешно, как показал дальнейший ход событий), его великолепная кухня, мастерство, изумительная выпечка, мммм…если бы к этому моменту я еще не любила готовить, то после этой книги на всех парах помчалась бы в магазин за всем снаряжением и дни напролет не отходила бы от плиты.
6 – ну и наконец, сама история, за которой хоть и противно моментами, но интересно наблюдать, очень хитро все переплетено, выверено до мелочей, на каждый мой вопрос рано или поздно находился ответ, иногда прямой, иногда благодаря знакам приходилось додумывать самой. Но ближе к середине голова пухла от насыщенности событиями: уже столько всего произошло, а еще и половины не прочитано, о чем же еще можно написать такое же количество страниц? – думала я. А дальше пошло все в темпе, в отличие от начального рассусоливания, но я так до конца и путалась во времени из-за дублирования характерных деталей в жизнях нескольких поколений - везде садовники, сады, адвокаты, экономки, брошенные дети, затворники, психи и тд и тп. Но опять же, я бы спокойно прожила без этой книги, если бы за плечами были известные всему миру мастодонты классики, на которых и основано это произведение.
Итого 1+6=7.

Теперь о минусах. К героям вообще не привязываешься, даже учитывая их печальные судьбы ничего кроме упрека за поведение не рождается. Вот вроде бы идеальная для читателя главная героиня – она тоже книголюб, не глупая, спокойная, есть особенные предпочтения по жизни, как и у нас всех, в общем, рядовой человек. Но прямо с первых строк у меня возникло такое равнодушие, что сродни легкой беспричинной неприязни, так почему-то иногда и в жизни случается – вот не нравится тебе человек, хотя вроде он обычный, ничего плохого не делает. И я прикидывалась сначала, что она мне вроде нравится, хотя и кажется чересчур ровной и безликой. Но потом меня просто убивало ее страдальческое мироощущение. Кажется ей просто по душе такой мазохизм, что она возвела скорбь по своей жизни без сестры-близнеца в культ и упивается ею. Мало радостного на самом деле, но она даже и не знает жизни с ней, ну кроме внутриутробной. И если бы не чистая случайность, не узнала бы про нее, родители ведь упорно скрывали. Вот это мне и не понятно, зачем страдать по тому, чего не знаешь, тем более с таким рвением – воссоздавая призраков в оконном и зеркальном отражении. Попахивает психозом на фоне неудачного детства, полученного благодаря еще одной страдалице – ее матери, которая вместо того чтобы отмечать день рождения ЖИВОЙ дочери оплакивает день смерти ее изначально нежизнеспособного близнеца. Ну зачем так жить?
Та же неприязнь была и при знакомстве с Видой Винтер, будто нутром чуяла ее грешок – устроила печальное детство без дней рождений еще одному ребенку, ставшему в отличие от Маргарет не столь безрадостным существом. И все благодаря бараньему упорству или даже кредо по жизни скрывать правду. Тоже мне великая сказочница. И еще с ней связан такой сюжетный поворот, после которого требуется перечитывать полкниги, дабы посмотреть на историю другими глазами. Обидно получается, читал-читал и все зря.
Что касается детства Аделины и Эммелины и вообще всего семейства Анджелфилд, то такого п****ца я давно не видела, простите за мой французский. Началось все с Чарли, на воспитание которого родители просто забили, особенно отец после рождения доченьки Изабеллы, которую очень уж полюбил, но воспитать так же не соизволил. Вот и понеслась дичь по белу свету…покалеченные от детских проказ слуги, членовредительства, инцесты, изнасилования, угробленная психика для всех участвующих, грязь, разруха и антисанитария (странно, что они вообще живы-здоровы остались в таких условиях, особенно Чарли каким-то чудным образом не подхватил столбняк от старой ржавой иглы). Потом невоспитываемые близняшки, хотя откуда взяться воспитанию и материнской заботе, если сама мать не имела образца для подражания – неоткуда взяться определенной социальной модели поведения без элементарных знаний и зрительного опыта (как Эстер заговорила), хотя казалось бы чего тут сложного – люби, заботься, контролируй, а им скорее всего это тоже самое что в космос полететь. В общем, к Изабелле у меня нет особых претензий, как и к ее детям, хотя они получились чересчур дикими, но опять ни симпатии, ни антипатии, о людях читала как о вещах – просто объекты, напрямую задействованные в происходящем, которым я заинтересована.

Таким образом, антураж книги мне понравился, за чтением не скучала, хотя в середине, когда полилась чернуха, для меня стали ясны все отрицательные оценки, а когда я поняла, что не «болею» за персонажей, то эти оценки показались мне наиболее приемлемыми. Странно вышло, но книга во многих аспектах напомнила мне «Дом, в котором»: та же разруха, антисанитария и вседозволенность, криминал и странные сказки, беспризорные дети и даже близнецы... но почему-то книга цепляет не смотря на все «грешки». Здесь же грязь в первую очередь и отталкивает. А когда Вида Винтер рассказала свою финальную долгожданную тринадцатую сказку, то мысли прямиком отправились к Нилу Гейману и его страшным сказкам. Теперь вот мучаюсь, то ли Геймана читать, то ли Бронте.

Что касается фильма, то он не настолько плох, как я ожидала, но все же пустой по эмоциям, быстрый и скомканный – 500 страниц за полтора часа нормально не покажешь. Многое выкинули, но смысл все равно был ясен, кое-что поменяли незначительно, хотя в контексте разница огромная, а вот унылое состояние Маргарет видно и сценаристам было не по душе, и в фильме они переврали ее историю, дабы хоть как-то оправдать ее страдания.

P.S. не имею привычки выдавать перипетии сюжета, но тут без этого никак не получалось, так что, если сочтете рецензию такой же спойлерной как и данная книга, прошу сообщить, обязательно ее прикрою))

@neveroff11 октября 2017 21:37

Так а в чем закос под Бронте? Кроме готичной атмосферы ничего и не нахожу общего.

П.С. Однозначных спойлеров в рецензии вроде не заметил.

Ответить

Диана Сеттерфилд - человек не очень счастливый и одинокий, а у таких авторов очень сильная привязка самого произведения к собственной личности. То есть, если нравится такой человек, то понравится и книга. Такие ассоциации с Бронте, а именно с Шарлоттой потому, что Диана и Шарлотта очень похоже мыслят, схожими категориями и пользуются одинаковыми приемами. Но Шарлотта жила в иное время. поэтому у нее крайняя форма добропорядочности, которая возможна у такого человека, что от природы любопытен, в отношениях наивен, хотя и не имеет никаких ограничителей. Про Геймана, к сожалению, ничего не знаю

Ответить

Светка Паршина (@beshenaia)12 октября 2017 6:28

Можно полюбопытствовать, вообще никаких книг, упомянутых в "Тринадцатой сказке" не читали?

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)12 октября 2017 11:19

@beshenaia, вообще, раньше не особо интересовалась классикой, сейчас вот только потянуло, так что остается только находить побольше свободного времени))

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)12 октября 2017 11:32

@neveroff, так сама героиня сделала этот вывод, что истории частично дублируются, не очень люблю такое, еще и отзывы расстроили, где сравнивали с другими произведениями, в любом случае это пока не лично мое мнение, если оно в процессе прочтения всего указанного изменится, то я подкорректирую рецензию. А не нравится кстати из-за того, что я стараюсь блюсти свое незнание сюжета непрочитанных книг - не смотрю фильмы, не читаю аннотации, отзывы, в общем чаще всего из книги, за которую берусь, я знаю самую малость общеизвестных фактов, про Джейн Эйр знала лишь, что она вроде бы гувернантка, все.

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)12 октября 2017 11:43

@Shishkodryomov, т.е. перед нами именно тот случай, когда человека читаешь как книгу - во всех смыслах. Вообще я даже не знаю, что лучше - писать, основываясь на пережитом опыте, эмоциях, переваривая историю в своем жизненном компосте, как говорила Вида, или же полностью отрешаясь от себя, как от личности, оставляя на бумаге лишь свое мастерство и "божественное провидение", когда писатель лишь инструмент чьих-то в руках. У меня бы наверно получилось писать только первым способом, ну а второй... говорит ли он о наибольшем таланте, или же наоборот без вкладывания души получаются бездушные книги, математически выверенные, отличные и красивые, но без особых эмоций?

Ответить

@deigrantz, второй способ напоминает клятву при инаугурации президента)) "Обязуюсь быть беспристрастным, объективным и смотреть вперед ясным и честным взглядом". Человек, даже если кого-то тупо цитирует - уже проявляет свою личность. Почему именно эта цитата? Почему именно здесь? Почему именно сейчас?

Здесь все проще и ничего банально-мещанского в этом нет. На уровне "нравится - не нравится". Когда читаем классику, то есть некоторая гарантия, ибо произведения проверены временем и людьми. Здесь же у нас современная проза и неизвестно - будет ли кто-то помнить о Диане Сеттерфилд лет через 30. А то, появляются "великие" произведения, обеспечат кассовые сборы, а через год никто о авторе и не помнит. Примеры перед глазами. "Остаемся зимовать", Глаттауэр, делириумы всякие.

И даже классик не обязательно мил и хорошо. Читаю сейчас Гюго и в основном зря трачу время

Ответить

Светка Паршина (@beshenaia)12 октября 2017 12:03

@deigrantz, если любите детективы, рекомендую начать с "Женщины в белом". Ведь Уилки Коллинза многие считают родоночальником данного жанра.
Хоть я и терпеть не могу всякие штампы, но "Джейн Эйр" считается книгой, которую должна прочитать каждая женщина. Не сказала бы, что все от него в восторге, но нравится он подавляющему большинству. А вот с "Грозовым перевалом" лично у меня не сложилось, но многие от него в полном восторге.
А в общем, не мне вам советовать. Но очень приятно, что такие книги, как "Тринадцатая сказка" пробуждают в читателях интерес к классике.

Ответить

@deigrantz, сорри, что так много написал. В смысле, если вам не понравилась героиня Сеттерфилд, то скорее всего и Шарлотта не понравится. У нее во всех книгах та же героиня от первого лица

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)12 октября 2017 12:18

@beshenaia, у меня планы на них были давно, эта книга можно сказать подтолкнула самым неприличным образом, сколько же можно откладывать, читаю "Джейн Эйр", а вообще сама заметила в последнее время, что после топовых распиаренных книжек с витрин магазинов девушки плавно переходят к классическим произведениям, проверенным годами и столетиями, и это действительно здорово, что "денежная" популярность влечет за собой "временнУю", а потом уж дело личного выбора, кому что по душе)) п.с. вот уже третий год рецензенты Ридли - главные советчики по подбору литературы, так что где-где, а уж тут советы точно к месту)

Ответить

Ирина Орлова (@deigrantz)12 октября 2017 12:28

@Shishkodryomov, очень хочется через это "спустя" посмотреть, какие книги из наших современных действительно популярны будут до тех самых пор, мы ведь тоже в каком-то смысле свидетели становления классики, будущей классики. А насчет Бронте стараюсь не питать иллюзий, но громогласное имя все-таки преподносит толику авторитета в первое впечатление, не знаю как пойдет дальше, но от маленькой Джейн я пока в восторге, то ли это авторитет сработал, то ли жалость и детская обида на любые несправедливости мира.

Ответить
Похожие рецензии
@stimyl 27 декабря 2013
Я уже точно не помню, чем в свое время завлекла меня книга, то ли названием, то ли обложкой с изображением книг, но я рада, что ...Читать далее
@suraj Анастасия 27 февраля 2014
Это одна из лучших книг, которые я когда-либо читала! Она прекрасна, она великолепна. На "Тринадцатую сказку" я наткнулась совершенно случайно. Нашла её в одной из ...Читать далее
@monroscha Аnn Alekseewa 4 марта 2014
Книга "Тринадцатая сказка" меня привлекла красивой обложкой,почитав аннотация я решила,что если мне не понравится,то сразу брошу. Но уже с первых строк,можно сказать,она меня заворожила. Я ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт