Рецензия на книгу Конформист от liu

написала рецензию21 октября 2017 18:06
Оценка книге:
8/10

#Кин1_2курс

В рамках факультета продолжаю идти по следам Моравиа, теперь это роман, написанный чуть раннее прочитанного "Презрения", и немного сожалею о том, что не дошла до "Скуки" в моих же списках этики и эстетики.

Конформизм для меня тема особая и даже больная. Пожалуй, она больная и для всего человечества, особенно со времён смертельной пляски и трагедий фашизма. Термин "конформизм" носит именно политический характер, в то время, как в психологии изначально существует немного другое слово - конформность. Небольшое отступление о происхождении:
само слово между прочим древнее - в средневековую Британию, где оно означало соблюдение правил английской церкви, слово пришло из старого французского языка, а изначально из латыни, означая "принимать форму".

В "Конформисте" Моравиа ярко задействованы все значения слова - и политические, и психологические, и здесь подобно "Презрению", также мелькают фрейдистские идеи. Та же рефлексия и отслеживание мыслей индивидуума, блуждание его ориентиров и поиски личных истин, своеобразное препарирование личности. Препарируемая личность в романе - итальянец и представитель умирающей интеллигенции Марчелло Клеричи. И чтобы понять его, нужно по всем законам психоанализа заглянуть в детство и проследить истоки приспособленчества.

А детство было не самое радужное, что и показывается в прологе. Заброшенный и ненужный ребёнок наблюдает за абсурдными ссорами родителей, порой даже не понимая виноват он в чём-то или нет. Обнаружив в себе садистские наклонности и испугавшись, он пытался было найти поддержку в лице друга, затем в лице матери, но оказался один на один с мучающей его проблемой. Отец в это время понемногу сходит с ума. Далее на школьной скамье ребёнок подвергается не ужасающим, но безусловно оставляющим болезненный след в душе измываниям одноклассников. Далее, мальчик словно "выигрывает бинго" и попадается в загребущие ручонки педофила. Динамичный пролог отлично зацепил и настроил на нужный лад.

Такие детские испытания и отсутствие близкого человека, подходящего на роль психолога заставили Марчелло заниматься самолечением, что как известно зачастую приводит к тому, что одно лечится, другое калечится. Здесь появляется тема рока и предопределения, чего-то мрачного, что неотступно следует за персонажем, и он, это чувствуя, решает идти по выбранному пути и при этом подчиняясь таким образом выдуманной судьбе. А выбранный путь - это путь к нормальности. Главный герой одержим своим стремлением к этой "нормальности", что уже по сути делает его не совсем адекватным. Что делают нормальные люди по Марчелло? И здесь отличная отсылка к предыдущему чтению, к повествованию можно применить "Мир глазами Марчелло". А нормальные люди по его мнению: учатся, взрослеют, лишаются девственности в борделе, находят работу, влюбляются, женятся и любят свою страну. У нормальных людей самые обычные жёны, самые обычные квартиры с мебелью и гостиными как у всех. Нормальные люди носят нормальную одежду и имеют нормальные привычки. Конечно, возникает вопрос об определении нормальности и её границах, но здесь вмешивается страна, время и их тенденции. В то время, как герой маниакально ищет основы "нормальности", которые помогут ему спокойно существовать, в Италии оказывается нормальным быть фашистом, шпионить, стучать и убивать по приказу. И с успокаивающим кредо "на благо родины и семьи" и именно в таком порядке, конформист отдаётся "правому" делу. В случае героя, не ради денег и не потому что заставили, а добровольно и ради пресловутой нормальности.

Плох ли конформизм? И нужно ли его осуждать?
Если смотреть с психологической точки зрения и употреблять термин конформность, то на самом деле это мощный природный механизм, без которого невозможно человечество и без которого индивид не может успешно пройти социализацию и занять более-менее комфортное положение в обществе. Но всегда нужно помнить о границах и о том, что всё хорошо в меру. Опять же, можно ли считать конформизмом стремление быть особенным, если тебя на это толкает общество? Ведь в конце концов, нонкоформизм при внимательном рассмотрении имеет много общего с приспособленчеством.

Конечно, Моравиа не даёт чётких ответов и обширных исследований понятия, он только рассматривает один случай на фоне фашистской Италии, что является более чем удобным фоном для подобного идейного направления. И конечно, он обвиняет и вполне заслуженно в конформизме людей, которые не делая каких-либо преступных действий, оправдывали преступления против человека и человечества. И тут не поможет никакой суд, кроме суда морального. Фоновые психопатологии не могут объяснить весь спектр такого обширного социального явления, но то, что общество, пассивно соглашающееся с преступными действиями правительства - это больное общество, сомневаться не приходится.

Ещё один яркий пласт в романе - это библейские отсылки. Марчелло ассоциирует себя с Каином, совершившим братоубийство, и подобно ему бежит проклятый и обречённый под знаменем злого рока, а также с Иудой и его знаменитым поцелуем. Чуть позже и его жена Джулия приобретает свой библейский образ Евы, изгнанной из Эдема.

Продолжая пожимать руку фрейдизму и играя гранями нормальности, Моравиа пишет не только о педофилии, но и о гомосексуальных наклонностях в целом, наделяя ими не одного, а нескольких персонажей.

А закончить хочется словами безумного отца Марчелло, который на каждом листке неразборчивых каракулей подписывал девиз: "Кровопролитие и печаль", или более резкий вариант: "Резня и меланхолия".

КИНООТЧЁТ
"КОНФОРМИСТ" 1970, режиссёр Бернардо Бертолуччи.
Экранизация безусловно очень достойная и по сути живёт своей жизнью. Темы и идеи с книгой идентичные, но играют разными оттенками. Режиссёр, опираясь в целом на оригинальный сюжет, добавляет очень много ярко-отличающихся моментов. И так как Моравио показывает личность под увеличительным стеклом, то изменения у Бертолуччи выделяются и почти что "кричат". Но это не недостаток, а скорее возможность лучше понять направление мыслей режиссёра. Например, поднятие религиозной темы у Бертолуччи мне показалось более надрывным, чем у Моравиа, более хлёстким. Появление слепого друга в сюжете, как будто бы нужно для того, чтобы показать слепоту общества конформистов. Ещё один женский образ - жена антифашиста Квадри, в фильме работает в балетной школе и сцены в балетном классе очень гармонично и символично влились в сюжет. В финале акценты тоже смещены, так в книге герой не участвовал в сцене убийства, а в фильме он становится её пассивным наблюдателем. В книге мы узнаём судьбу Марчелло до конца, в фильме же мы оставляем его как раз на моменте, который является апофеозом конформизма.
Фильм очень выразительный, экспрессивный и богат красками как визуальными, так и звуковыми. Врезаются в память сцены, подобные тому, как ворох сухих осенних листьев под музыку будто летит в зрителя через камеру, или чувственная любовная сцена в поезде с завораживающими отблесками солнечного света, или сцена с букетом фиалок и того как продавщица цветов с двумя детьми запевает трогательную песню. Эти смещения акцентов позволяют увидеть различные сцены в разной динамике, где-то кажется, что больше нагнетает Моравиа, другие же сцены кажутся более напряжёнными у Бертолуччи. И писатель, и режиссёр используют свои личные коды символов, но экран в этом плане помогает их быстрее схватывать.
Так же как и в случае "Презрения", экранизация и оригинальное произведение очень дополняют друг друга и в итоге кажутся неразделимыми.

Penguin Lessons (@cupy)21 октября 2017 20:59

У тебя такая серьёзная рецензия, что я тоже начну с не менее вдумчивой рулетки, которую хотела дать другой киношнице, но поняла, что фильм самый сложный из пока предлагаемого. Не знаю, слышала ли ты о нём, но его старт - начало конца Ницше. "Туринская лошадь" (Бела Тарр, 2010). Я с тех пор ждала новых фильмов режиссёра, но совсем недавно, уже в рамках поиска рулеток наткнулась на информацию, что это было завершение карьеры. Есть и перекличка с Ветром - современный монохром с сильным воздействием. Хотя сюжетно разные.
На "Мир глазами Марчелло" я окончательно стала думать про другого Марчелло) Похоже, книга с ещё меньшей аудиторией потенциальных читателей, чем я думала - ещё и педофилия с гомосексуальностью касается нескольких персонажей.
Про Бертолуччи тоже очень красиво.

Ответить

Людмила (@liu)21 октября 2017 22:46

@cupy, фильм рулетки - завораживающий и многообещающий, уже сам союз венгерских режиссёров навевает ностальгию по Будапешту и вызывает приятное чувство. Цепляет и начало конца Ницше, безусловно, и серебряный мишка. Тут кажется и отзывы кинокритиков и аудитории положительно совпали. Меня сейчас и другие фильмы заинтересовали, особенно Сатанинское танго. Удивительно, что во времена проживания в Венгрии у меня не возникло особого желания смотреть венгерские фильмы - как-то даже жаль. Так что эта рулетка исправит этот недочёт и скорее всего в будущем я продолжу это направление. Про Марчелло - конечно же, хотя я сразу и не подумала про ассоциацию - случайно вышло. Насчёт меньшей аудитории постоянных читателей - удивительно как с Презрением, так и с этой книгой, так как романы не объёмные, но не знаю насчёт динамичности, так как понятия динамики в произведении у всех разные. Мне бы конечно хотелось видеть больше отзывов на Моравиа, а у меня на примете уже и другие его романы и эссе на внеакадемное будущее. Педофилия с гомосексуальностью, конечно, темы особые, сложно сказать, как воспринимается другой аудиторией, но мне всё показалось достаточно целомудренным, да и современный читатель и зритель уже более привычный к таким темам, особенно в исполнении 50-х (Моравиа) и 70-х (Бертолуччи).
Киноотчёт получился куцеватый, как-то в торопях что ли. Даже шикарный актёрский состав не отметила, хотя фамилии не слишком знакомые.
А ты сама, как я поняла, не очень на Моравиа настроена? А как насчёт Бертолуччи - много у него смотрела?

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)22 октября 2017 4:55

@liu, с Будапештом как с Ветром - ненамеренная связь) Хотя расширять географию рулетки однозначно хочется, поэтому в этом плане умысел и был. Да и современный монохром предложила впервые (запамятовала, именно тебе или за всю рулетку, в последнее время уже не все помню)) Про Ницше забавно - я была уверена, что у те0бя тоже есть рец на Странник и его тень, но перепутала с Алёнкой, а у на с тобой всё-таки совпадение только по Семь вечеров ) Но я всё равно решила, что это не преграда, и тебя заинтересует фильм - и не прогадала. У меня с этим фильмом ассоциируется ещё и первый сеанс в новом "артхаусном" зале одного из кинотеатров, но, увы, идея оказалась слишком далека от народа, поэтому его быстро прикрыли. Хотя что удивляться - если не ошибаюсь, тогда никто больше не осилил 2,5 часа (или вообще больше не было заинтересованных - по-разному бывало), поэтому по окончании оставалось обсуждать кино только с киномехаником. Кстати, почему-то я ориентировалась в вопросе лучше него)) Сейчас есть новый кинотеатр, там уже не первый год соседствуют разные направления кино, и пока всё только расширяется - уже недели 2 каждый день идёт новый нестандартный фильм в рамках американского феста и скоро его сменит британский. Последний больше хочется)) Но я заметила, что удачнее проходят всё-таки не совсем узкоспециализированное кино, а что-то среднее между ним и массовым, как с Мадам недавно было. В любом случае бесконечное уважение к тем, кто не смотрит на прибыли и всё это завозит.
На кп картинка мишек не отличается в цвете, поэтому не обратила внимания (а с тех лет уже подзабыла, какие именно награды), но теперь глянула - хороший год был на Берлинале, как минимум ещё 1 фильм программы я бы зарулетила, но тут ещё больше сомнений, понравится ли..
На Моравиа настроена примерно как ты на Бергмана - хочу, но по времени не понимаю пока, успею ли в рамках курса. Допустим, Ирвинг из-за ранее прочитанного в очереди повыше, как и Теккерей

Ответить

Людмила (@liu)22 октября 2017 10:14

@cupy, не прогадала - это точно! Мне очень не хватает артхаусных залов, в Питере с этим проблем не было, да и Дом кино в Саратове периодически радовал подобными показами. Здесь устраиваем такие просмотры только по домам друг у друга, а иногда хочется более-менее массового просмотра. Хотя вот не так давно "Касабланку" на английском в библиотеке крутили, но я её смотрела несколько раз и время неудобное было.
Да, неслучайно у меня Конформист Моравиа ещё ассоциировался с бергмановским Стыдом, всё время находились параллели во время чтения. Бергмана я разрешаю мне на следующем курсе закидывать, а вообще лучше я тебе дам знать, когда пойму, что готова к нему снова)
И дублирую вопрос про Бертолуччи: что у него уже смотрела?))

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)22 октября 2017 10:32

@liu, мне даже как-то одна работница кинотеатра сказала, что я всё время в этот зал хожу)) Но друг у друга - тоже очень неплохо! А массовые в любом случае не всегда получаются как раз из-за немассовости) Ещё у меня традиция ни на что не успевать, поэтому иду часто в последний день, когда все энтузиасты уже посмотрели.. Но в принципе мне важна даже не аудитория (хотя здорово, если она хороша, как на Фаусте, скажем, было, но возможна и оборотная сторона - когда люди не понимают куда пришли и на середине громко и с недовольствами уходят), а сам экран и качество. А я раз, поэтому всё хочу пересмотреть. Можешь мне в рулетку кинуть потом - тогда уж точно))
Договорились, а то так или иначе, но он порой просится) Хотя и без него выбора так много, что хоть несколько за раз давай
Действительно пропустила последний вопрос, много понаписав. Как недавно уже писала где-то в комменте про Годара или волну - Мечтателей. А начинала с Ускользающей красоты и Двадцатого века (его предлагала в рулетке даже)

Ответить

@readman22 октября 2017 11:18

Люда, какой прогноз: человече излечится или кончится?)

Ответить

Людмила (@liu)22 октября 2017 20:28

@cupy, кстати, если по оценкам на кинопоиске смотреть, то "Конформист" с самой высокой у него, а больше всего зрителей у "Последнее танго в Париже". "Ускользающую красоту" тоже смотрела, а ещё на одной волне "Маленький Будда" и "Последний император", даже сама удивилась, сколько у него просмотренного... Касабланку кидать тебе не буду - с ней ты и сама справишься, но очень жду уже отправленный рулеток, в особенности "Помутнение".
@readman, вот у меня сначала было желание кинуться в графоманистые размышления по этому вопросу... Но лучше отвечу кратко и по-сократовски: Я не знаю! =)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)23 октября 2017 6:17

@liu, думаю, оценка ещё зависит от популярности - то же Танго многие смотрели после частых рекомендаций, но не оправдало ожиданий и занижали. А Конформиста уже скорее большие поклонники Бертолуччи и Моравиа.

Ответить

Людмила (@liu)23 октября 2017 10:09

@cupy, да, у Конформиста аудитория не такая обширная, а Танго ещё и более неоднозначный. Я начинаю серьёзно страдать из-за отсутствия массовых показов подобного кино, у меня прям навязчивая идея теперь.... Вот они, последствия кинофакультета!

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)23 октября 2017 18:25

@liu, у нас тоже массовые просмотры))

Ответить

Ева_h (@ida_frei)23 октября 2017 23:20

Мне почему-то кажется, что "Скука" тебе не понравится... =D Не могу внятно объяснить, на основании чего сделала такой вывод =(

Ответить

Людмила (@liu)24 октября 2017 16:20

@ida_frei, действительно, откуда такая уверенность? И вообще, ты этим заявлением только подогрела мой интерес и книга будет скорее всего номером первым после выпуска с факультета)))) Ты у Моравиа кроме Скуки что-то читала?)

Ответить

Ева_h (@ida_frei)24 октября 2017 17:07

@liu, нет=D Я её читала будучи твоей студенткой вообще=Р А то и до неё не доползла бы=(( Но она такая... вот реально - скука. Бесцветная, скучная, пустая книга. И концовка в стиле "Волшебная гора" и "Заводной апельсин"... Но при этом в ней есть что-то такое, из-за чего хочется ещё почитать Моравиа. Непонятно пишу, да? Наверное, потому всё и не могу довести до ума черновик рецензии, там всё примерно в таком духе =((

Ответить

Людмила (@liu)24 октября 2017 17:12

@ida_frei, да, на самом деле ты только ещё больше тумана нагоняешь)))) Я вообще люблю немного "скучные" книги, а Волшебная гора и Заводной апельсин тоже в моём вкусе. Но вот насчёт пустой сомневаюсь, уж очень это на Моравиа не похоже... И поэтому всё интереснее) Может, когда-то ты всё же доберёшься до рецензии на Скуку?)

Ответить

Ева_h (@ida_frei)24 октября 2017 17:18

@liu, в этом году я прочитала 23 книги, а рецензий написано на этот момент 12... =) А хочу на каждую книгу рецензию. Вот такая печалька.. Но я решила исправить это до конца курса, иначе никогда не доберусь =( Так что рецензия не за горами=)

Ответить

Людмила (@liu)24 октября 2017 19:18

@ida_frei, план хорош и ты справишься! =)

Ответить
Похожие рецензии
@vikileeks Виктория Виль 18 сентября 2015
Что значит быть как все? Какую жизнь можно назвать нормальной? И есть ли такая жизнь? Эти и многие другие вопросы задает Альберто Моравиа в своем ...Читать далее
@cupy Penguin Lessons 14 ноября 2017
#Кин1_2курс Не привыкла гордиться прочитанными книгами, но это тот редкий случай, когда горжусь, что не бросила и дочитала. Хотя начинала ещё в первые дни курса, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт