Рецензия на книгу Остаток дня от baska_kielbaska

написала рецензию24 октября 2017 11:08
Оценка книге:
9/10

Книга замечательная. После "Не отпускай меня" воспринимается разительно лучше. Она кардинально лишена сентиментальничанья. Любовная линия есть, но дана таким тонким, ироничным контрапунктом, что совершенно не раздражает. Не повернется язык назвать роман шедевральным, но он однозначно стоит внимания.

Главная тема для Кадзуо Исигуро - причуды человеческой памяти. И в ее описании автор добился неподражаемого мастерства. Прочла уже 3 его произведения, в каждом сюжет выстроен ретроспективно: все случилось в далеком прошлом, и теперь главный герой вспоминает, как это было. Насколько верить точности и правдивости его воспоминаний - решать читателю. Кажется, писатель водит за нос и своих героев, и нас. Сквозь годы события видны будто в дымке, размыты. О когда-то острой боли можно рассказывать с улыбкой, о вспышках страсти - со скукой, о самых ярких душевных порывах - с недоверием к самому себе. В итоге жестокая трагедия из бьющей под дых превращается в печальную историю, восхитительно трогающую серое вещество мозга.

В "Остатке дня" в центре внимания - безупречный английский дворецкий Стивенс, рудимент викторианской эпохи. Впервые в жизни он отправляется в путешествие. И отпуск становится поводом для основательной рефлексии. В начале книги я боялась, что повествование окажется скучным, слишком созерцательным и банальным описанием пейзажей, случайных встреч в пути. Но мои опасения не подтвердились. Книга предельно ироничная, в ней нет лишних деталей. Каждый эпизод раскрывает абсурд существования самого дворецкого, его хозяев, политики в целом. Как говорит главный герой, он оказался у ступицы колеса мировой истории. Лорды, которым он прислуживал, решали судьбы Европы, Америки, а может, и остального света. Сам дворецкий, безусловно, считает это поводом для гордости. Как и собственное служебное рвение, трудоголизм и самоотдачу.

Все рассуждения слуги о достоинстве подобной работы, об отречении от личных интересов в пользу общего дела, о жертвенности до самозабвения - как страшно это звучит, когда за границами его повести слышится грохот мировых войн, падения самых сильных властителей, торжества тоталитаризма. Великие свершения, перевороты Стивенс наблюдает как бы из-за кулис большого английского дома. Читатель вместе с ним видит, что творится в пыльных, мерзких закутках истории, пока выступающим на большой сцене политикам мнится, будто они спасают вселенную.

Стивенса можно назвать маленьким человеком. Но в отличие от персонажей, которых традиционно относят к этой категории, дворецкий горд своей скромной ролью. Он изо всех сил пытается себя убедить, что быть винтиком в мощной системе почетно. Правда, со временем сама система терпит крах. Именно здесь весь ужас его судьбы, а вовсе не в неудачной любовной интрижке. Герою приходится встраиваться в новый мир, искать, куда бы вкрутиться со своей устаревшей резьбой. Он вынужден копаться в памяти, мучительно углубляться в прошлое, чтобы обнаружить причины бедствия. Финальный аккорд звучит особенно пронзительно - герой пытается изобрести способ, как стать идеальным дворецким для американца-нувориша, который купил особняк, принадлежавший истинным английским лордам.

Книги Кадзуо Исигуро загадочны и печальны. В них действительно сочетаются черты английской и японской литературы. Прекрасный стиль, язык изложения, свежая подача без всякой нарочитости не могут не завоевать аудиторию. Читать эти книги легко, но они не поверхностны. Один из немногих примеров хорошей литературы, которая и доступна массовому читателю, и интересна искушенному критику. Всем очень рекомендую.

"Главная тема для Кадзуо Исигуро - причуды человеческой памяти."

Абсолютно согласен. И, как мне кажется, это то самое, по поводу чего он постоянно испытывает творческое беспокойство.

Ответить

Бася Колбася (@baska_kielbaska)24 октября 2017 11:23

@Shishkodryomov, с нетерпением тяну ручонки к "Погребенному великану". Говорят, там тема памяти особенно интересно раскрыта.)

Ответить

@baska_kielbaska, да, он там даже дальше пошел)) Признался в болезненности собственных видений из прошлого до конца.

Ответить

"Каждый эпизод раскрывает абсурд существования самого дворецкого" вот еще очень интересный момент. С кем-то спорил как-то до хрипоты - ратует ли Исигуро за систему или, наоборот. По сути "Не отпускай меня" - явная демонстрация критики правил, но оппонент утверждал, что именно любовь к правильным поступком помогает Исигуро так хорошо владеть темой.

Ответить

Бася Колбася (@baska_kielbaska)24 октября 2017 11:46

@Shishkodryomov,звучит соблазнительно. Прочту непременно.) А "Там, где в дымке холмы" вы читали? Я недавно закончила и пребываю в растерянности. Книга странная и тревожная. Может, она не так тщательно продумана, как другие романы Исигуро, но эмоционально меня сильнее зацепила.

Ответить

@baska_kielbaska, не читал. "Когда мы были сиротами" не очень удачно легла в канву времени и на какое-то время перестал читать Исигуро. Но "Погребенный великан" полностью его реабилитировал))) Не скажу, правда, что легко было читать, несмотря на фэнтезийную форму произведения. До того был "Художник мира сего" и оценил высоко. Там, что интересно, Япония, которую Исигуро в 3 года покинул.

Ответить

@baska_kielbaska, Художник зыбкого мира

Ответить

Бася Колбася (@baska_kielbaska)24 октября 2017 11:57

@Shishkodryomov, вот да, это спорный момент. При первом прочтении роман мне показался остро социальным, чуть ли не сатирой на психологию коллективизма. Я, видимо, поняла его однобоко.
А позже нашла остроумную рецензию, где весьма убедительно доказывают, что книга Исигуро - ода тонкой западной культуре, умирающей под нашествием варваров. И Стивенс - последний апологет этой культуры, прекрасный пережиток прошлого. Там пишут, что дворецкий противостоит новому подходу "прогрессивного менеджмента", где нет места "бесполезному" достоинству и понятиям чести, все заточено под результативность, практическую применимость и т.п. Произведение даже сравнивают с "Волшебной горой" Томаса Манна. Очень любопытная статья, не могла с нею не согласиться, но в рецензии не стала пересказывать чужие мысли, да и раздувать текст до бесконечности не хотелось.

Ответить

@baska_kielbaska, да, "о достоинстве человеческом" - такова была единственная мысль после "Остатка дня". И об удачном сочетании японской гармонии с английским рационализмом. Мне очень хочется, чтобы Исигуро не был моралистом, поэтому могу приписывать ему несуществующее)) Впрочем, когда появилась "Не отпускай меня", то в этот же год вышел фильм "Остров", где был примерно тот же сюжет. Понятно, что Исигуро не был автором сценария этого фильма, а книгу писал раньше, но это в моем случае сильно повлияло на первоначальное отношение к автору. В общем, качаюсь, как на качелях))

Ответить
Похожие рецензии
@knabino4ka Оладья 30 октября 2014
Неспешный роман-размышления образцового английского дворецкого в возрасте. Кому-то может не понравится предаваться воспоминаниям вместе с ним, влезть в душу, примерить смокинг Стивенса, но меня привело ...Читать далее
@obukhova Таня 10 июля 2015
Нет, я, конечно, не авторитетный критик, но позволю таки себе с ними не согласиться. «Самый английский роман конца ХХ века»? Да ладно, это же какая-то ...Читать далее
@cupy Penguin Lessons 29 ноября 2015
#Ист1_1курс К этому роману нужен особый подход, потому что если воспринимать его с позиции собственных жизненных приоритетов, почти наверняка возникнет слишком много разногласий, которые не ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт