Рецензия на книгу Легенда об Уленшпигеле от neveroff
От этой книги я получил то, чего ожидал от повести Робин Гуд и чего так и не дождался: средневекового фольклора, атмосферы бесшабашности и народной веселости. Правда, роман Костера весьма неоднозначный, поэтому по итогу не могу четко сказать: понравилось или нет.
Тиль Уленшпигель нам показан с момента рождения и до самого конца, т.е. такая эпопея одного несуществовавшего человека, но собравшего в себя характерные черты фландрийцев. Его имя чаще всего переводят как "Зеркало". т.е. он является как бы отражением той действительности, которая его окружает: со злоупотреблением властью, с доведенным до крайней степени идиотизмом официальной церкви, со стукачеством, обжорством и жадностью. Все эти (и другие) пороки Тиль высмеивает - иногда тонко, иногда пошло, иногда жестоко и даже примитивно.
Интересно, что у имени "Уленшпигель" есть и другое значение - с одного из немецких наречий оно переводится как "Задница". А с учетом, что парень не один раз эту часть тела показывал в качестве "До свидания" такой вариант тоже имеет место быть.
Тиль с детства был остер на язык, уже на первом десятке лет он мог заткнуть за пояс не только родимого папашу, но и вообще большинство населения. А будучи отроком донасмехался до того, что был признан еретиком и в качестве наказания отправлен церковниками бродяжничать и вымаливать у папы римского искупление грехов. Тиль их получит, безусловно, но своим собственным способом.
Об этом человеке я не могу сказать, что он мне понравился. Я люблю умных шутов, люблю веселых плутов, но в данном случае гены как-то не так легли. Я не ханжа, но многие ситуации воспринимались мной как вульгарность. Хотя персонаж и умный, и веселый. Но бестактныйи как мне показалось - самовлюбленный.
Однако я просто обязан отдать должное автору - что-что, а секс он описывает красиво и даже как-то с почтением, без пошлости. И вообще язык романа очень колоритный и красивый.
Параллельно с историей Тиля нам рассказывается совсем иная - история его точнейшего ровесника (родились в один час), наследного принца Филиппа. Этот человек полная противоположность - глупый, жестокий, жадный, примитивный садист. Как он издевался над кошками... А сожженную заживо обезьянку я ему вообще никогда не прощу. Ублюудку.
И касательно формы повествования я не могу не высказать свое мнение: я вижу ошибку Костера в ведении такого параллельного сюжета. Нужно было или одно, или другое - или комедию, или серьезную историческую драму. А так я почувствовал себя песочком в песочных часах - меня все время переворачивали туда-сюда.
Сами персонажи тоже поданы неодинаково, но это, полагаю, так задумано: Тиль и его сторонники (бедняки в основном) получились более-менее живыми людьми, с достоинствами и недостатками. А их враги похожи не просто на серую массу, а на нечто однородное, без индивидуальных черт. Как любят говорить литературные критики - обобщенный типаж.
В целом - образчик классики о средневековье, написанный не во времена средневековья. Достойный того, чтобы его прочесть, достойный того чтобы относиться к классической литературе, но не шедевр. Меня больше привлекла не сама книга, а ее, так сказать, жизненный путь: "Легенда об Уленшпигеле" уже гремела во всем мире, перескакивала со страниц на театральные подмостки, а на родине ни о ней, ни о ее авторе почти не знали. И тут дело не в пресловутом пророке из своего отечества, а в политике. Костер со своим Уленшпигелем высмеивали церковь и политику, а в итоге напоролись именно на них...
Целиком и полностью согласна, ощущения были сходные при прочтении, вроде бы и оценка такая же, местами очень понравилось и даже зацепило, но вот средневековый юмор это явно не моё)
@lin_kis, а тут еще вопрос - средневековый он, или Костер свое время подключил. Хотя думаю, что в ыправы - средневековый. Судя по тем штукам, которые описывал Ян Мортимер про средневековую Англию. Бельгия не далеко ушла...
Кстати, еще вот такой минус: некоторые истории были не ради наказания зарвавшегося гражданина или демонстрации обстановки, а ради возможности показать какую еще шутку в древнем фольклоре Костер обнаружил...