Рецензия на книгу Степной волк от neveroff

написал рецензию19 ноября 2017 16:01
Оценка книге:
8/10

С одной стороны книга сложная и морально тяжелая, а с другой - для постмодернизма очень даже просто, без чрезмерных запутываний и зигзагов.

Гессе в данном произведении повторяет маневр Пушкина в "Повестях Белкина", где тот выдает себя за издателя, Гоголя в Вечера на хуторе близ Диканьки, где тот якобы пересказывает истории Рудого Панько и Писахова, который свои сказки представляет как болтовню Степана Малины. Короче Гессе делает вид, что он - издатель, волею случаю получивший записки некоего Гарри Галлера. В дальнейшем нас будет интересовать только мысли и внутренний мир этого Гарри.

Мужчина под 50, находящийся в дичайшей дисгормонии с собственным "Я" однозначно является самим Гессе: множество комментариев в книге подтверждает, что даже мелочи оказываются автобиографичными. Чем же Гарри примечателен? Он словно оборотень, только в душевном плане - то чувствует себя высокодуховным и культурным человеком, то диким зверем, степным волком, которого тянет на все приземленное.

Важная оговорка: мы часто употребляем в адрес знакомых словосочетание "одинокий волк" подразумевая, что такой человек чувствует себя комфортно в одиночестве. Но здесь речь идет совершенно о другом. "Одинокий волк" соединил в себе "человека" и "волка" в нужных пропорциях и привел состояние к балансу. "Степной волк" скорее противоположность: его человеческое "я" ненавидит "я" волчье и наоборот. Правильнее сказать, что Гарри Галлер совмещает в одном себе два типа одного общества. Первое - это люди искренне любящие театр, высокое искусство, аристократический образ жизни и они соседствуют со вторым, с мещанами, которые любят модную одежду, зажиточную жизнь, пьяные вечеринки, кабацкий шансон.

Ни те, ни те не лучше других. Они разные. Но им приходится соседствовать и что самое плохое - взаимодействовать. И Гарри, как образ, как зеркало (не просто так их очень много на страницах) показывает, что и та, и та составляющая хоть в какой-то степени есть в каждом.

И это ни плохо, ни хорошо. Хорошо, если человек (и его окружение) сможет принять себя такого как есть. И очень-очень страшно, если это окружение будет пытаться навязать человеку как "правильно" жить и общаться. Потому что тогда путь один - к самоубийству.

Вообще книга Гессе это больше не литература, а философия. У него так много разных интересных мыслей. Больше всего въелось рассуждение как раз о самоубийцах: автор говорит, что это вовсе не те, кто дошел до наложения на себя рук. А те, кто в силу обстоятельств реально видит в конце жизни решение проблем. "Настоящие самоубийцы" как раз редко кончают собой, доводят дело до конца. Но размышляют об этом много.
Это я очень сжато и неинтересно передал мысль, у Гессе звучит очень глубоко и круто.

И какой же можно сделать вывод из сложного произведения?
1. Герман Гессе - не лучший писатель, но очень стоящий философ.
2. Каждый человек в какой-то степени одинок. Только одним это одиночество мешает и мучает их, а другие наполняются от одиночества как от эликсира жизни. А третьи мечутся, словно в клетке, не в силах понять как им комфортнее.
3. Наркотики и алкоголь, как и самоубийство, вовсе не выход из сложного положения. Как бы герои Ремарка, Гессе и других пост-военных писателей не рассматривали эти варианты. Верить нужно не всему и смотреть стоит не на маску (верхний слой книги), а под нее (между строк).
4. Если человек вам антипатичен, то при близком знакомстве все может поменяться. И наоборот. Правда, со мной это не работает: я на 1000% человек первого впечатления.
5. Понять постмодернизм мозгами очень не просто. Тем более нельзя его понять чувствами или собственным опытом. Необходимы все составляющие разом. И то - я не уверен, что это гарантия понимания жанра.

В целом, очень хороший трактат на тему "Я и окружающий меня мир". А еще отличное философствование и попытка поразмыслить - почему одна из самых культурных наций в мире, подарившая человечеству Баха, Бетховена, Вагнера, Шуберта, Гете, Шиллера, Гофмана, Манна, Гриммов, Эйнштейна, Дизеля, Маркса, Канта, Мартина Лютера (список можно продолжать и продолжать), так вот - почему эта нация развязала две мировые войны, чуть не уничтожившие это самое человечество, которое она одарила такими классными общественными деятелями.

@bedda19 ноября 2017 16:44

Я читала у Гессе только "Игру в бисер", и вы отлично сформулировали то, что и я почувствовала при чтении: Гессе отличный философ, но не лучший писатель. Такого количества глубоких интересных мыслей на квадратный сантиметр печатного текста не встречала ни у одного писателя. Да, это больше философский трактат, чем роман, пусть и философский.

Ответить

@neveroff19 ноября 2017 22:13

@bedda, "Биссер" не читал и не уверен, что стану, хотя эта в принципе понравилась. Но интересно он как философ открыл что-то новое, или все эти мысли, хо которых он вероятно дошел сам, уже придуманы раньше?..

Ответить

@bedda19 ноября 2017 22:33

@neveroff, чтобы ответить на этот вопрос, надо, по крайней мере, хорошо разбираться в философии) Я, к сожалению, не по этим делам)

Ответить

@neveroff19 ноября 2017 23:42

@bedda, да и я такой же)) но все равно же интересно...

Ответить

Людмила (@liu)19 ноября 2017 23:53

Последний абзац напомнил о том, как мы на уроках эстетики проходили отдельной темой Возрождение как время не только великих титанов искусства и науки, но и великих тиранов. Это кажется из той же степи (забавное слово в контексте названия книги): нация, в которой каким-то образом сочетаются прекрасно великие с ужасно великими, своеобразная гармония.
Степной волк у меня как в тумане, а вот Игру в бисер и Сиддхартху помню прекрасно и люблю. Для меня он, конечно, и как писатель замечателен, но возможно именно из-за философского уклона. А так, ты меня вдохновил на перечитывание в ближайшем будущем)

Ответить

@neveroff20 ноября 2017 0:08

@liu, наверное так и есть - раз народ порождает великих композиторов, художников, писателей, то почему не родить и великих тиранов или маньяков?... Германия, Италия, Россия, СССР... немножко Румыния не вписывается, хотя Чаушеску можно противопоставить хотя бы Косму...

А туман от Волка это нормально, он так и написан и такое и должен вызывать))

Ответить

Людмила (@liu)20 ноября 2017 0:16

@neveroff, уверена, что после перечитывания туман рассеется и, надеюсь, надолго. Про Румынию я, увы, мало знаю, как-то не заходила она ещё в сферу интересов, так что полный профан.

Ответить

@neveroff20 ноября 2017 0:23

@liu, аналогично. Просто зная знаменитого тирана пытался вспомнить великого деятеля искусств...

Ответить
Похожие рецензии
@ttcyonker Okonoma 2 мая 2014
Да, эта книга непременно вызовет у вас множество переменчивых чувств, неоднозначных мыслей. Может быть, она вам не понравится, может вы будете в восторге, но ее ...Читать далее
@tinkooladik Тиночка Оладик 30 июня 2014
Мое знакомство с этим произведением началось около двух лет назад, но тогда, к сожалению, на каких-то ~15% (читаю в электронном варианте) оно и закончилось. Книга ...Читать далее
@frau_irhen 24 сентября 2014
Большинство книг Гессе автобиографичны и основаны скорее на личном опыте и переживаниях, чем на фантазии и выдумке. В «Степном волке» нашли отражение личностный кризис автора, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт