Рецензия на книгу Степной волк от bedda

написала рецензию12 января 2018 20:39
Оценка книге:
10/10

#самсебедекан (Зоологический факультет)

Я не думала играть в Сам себе декан, но когда увидела первый факультет - зоологический, поняла, что это тот самый волшебный пендель, который поможет мне прочитать, наконец, "Степного волка", который в планах уже много лет как. И вот свершилось.

Философский роман, полный аллюзий, начиная с имени главного героя Гарри Галлера (Г. Г. - Герман Гессе).

Роман о тонко чувствующем, глубоком человеке, который находится в "невыносимом раздоре между неспособностью жить и неспособностью умереть".
Этот конфликт происходит от ощущения пошлости и мелкости жизни, где людям, обладающим "ещё одним измерением", нет места.
Хорошо об этом говорит Гермина: "У тебя было какое-то представление о жизни, была какая-то вера, какая-то задача, ты был готов к подвигам, страданьям и жертвам – а потом ты постепенно увидел, что мир не требует от тебя никаких подвигов, жертв и всякого такого, что жизнь – это не величественная поэма с героическими ролями и всяким таким, а мещанская комната, где вполне довольствуются едой и питьем, кофе и вязаньем чулка, игрой в тарок и радиомузыкой. А кому нужно и кто носит в себе другое, нечто героическое и прекрасное, почтенье к великим поэтам или почтенье к святым, тот дурак и донкихот."

Гарри страдает всякий раз, когда его духовность и чувство прекрасного разбивается о пошлость жизни. Очень показательны в этом смысле эпизоды с реакцией героя на принаряженный портрет Гете в мещанской гостиной и мысли Галлера в кинотеатре при просмотре фильма на библейский сюжет, в окружении зрителей, жующих во время просмотра булочки.

Себя герой определяет как Степного волка, случайно забредшего к людям, среди которых он чужеродный элемент, дикий, одинокий, непонятный. Эти "люди" для Гарри - бюргеры, с их размеренной мещанской жизнью, плоской и мелкой, лишенной высоких идей, к которым стремятся настоящие люди, те, которых Галлер причисляет к "бессмертным". И хотя Гарри задыхается в этой среде, полностью от неё он не может освободиться, чем-то она привлекает его, как-то удерживает. И в этом герой видит свой внутренний конфликт: конфликт Гарри-человека и Гарри-волка, противостояние духовного и животного, высокого и приземлённого.

Любопытно, что о "теории" Степного Волка мы узнаем трижды. Сначала от лица некоего издателя, жившего в одном доме с Гарри и нашедшего его записки. То есть, своего рода взгляд на Степного волка со стороны.
Потом - от самого Гарри из его записок (взгляд изнутри).
И в третий раз - из "Трактата о Степном волке", где находим своеобразный анализ заблуждений Галлера относительно самого себя.

Разобраться в себе Гарри помогает Гермина (снова намёк на Германа Гессе). Такая же, как и Галлер, с "лишним измерением", она заставляет героя осознать несостоятельность его теории Волк-Человек и заметить очевидное: в каждом человеке заключено множество сущностей.
Позже, в магическом театре Гарри предоставляется возможность познакомиться с собой поближе, открыть в себе те грани своей натуры, о существовании которых он не знал или не желал думать, пережить то, что подавлялось годами.

Благодаря Гермине у Гарри появляется надежда обрести снова вкус к жизни, примириться с действительностью.
Здесь, кстати, проскакивает мысль о том, что надо "стать наконец серьезным и деятельным человеком, вместо того чтобы вечно заниматься эстетикой и прикладным художеством в области духа."
Эту мысль Гессе разовьёт позже в "Игре в бисер".
По большому счёту да, Касталия для Гарри была бы идеальной средой, в этом мире чистого разума и духовности он был бы своим среди своих.

Но реальный мир далёк от Касталии. И разговор с Моцартом, как мне показалось - главный посыл романа. "Бессмертный" Моцарт сравнивает жизнь с граммофоном, коверкающим великую музыку, которая тем не менее угадывается за этим изуродованным воспроизведением и не перестаёт быть великой. Так и высокие идеалы остаются таковыми, даже если попытки реализовать их в жизни зачастую довольно жалки и несовершенны.

Надо жить. И в своём малом стремиться приблизиться к большому. Надо, как магистру Игры Кнехту уходить из идеальной Касталии в реальный мир, чтобы постараться сделать его чуточку лучше.

P.S. Если бы в рамках игры открылся богословский факультет, я бы нашла повод прочитать, наконец, "Бесы"...

Людмила (@liu)12 января 2018 21:18

На зоологическом прибавилось волков) Очень приятно было почитать, ещё и с упоминанием "Игры в бисер")

Ответить

@liu, спасибо) Обычно, читая книгу в электронном виде, выделяю и копирую на отдельный файл понравившиеся мысли, чтобы потом удалить прочитанную книгу из читалки освободить место для других. В случае с Гессе этот номер не проходит: проще сохранить книгу, чем почти полностью ее копировать)

Ответить

Nyut Bary (@nyut)12 января 2018 21:41

@liu, как вы дружно))

Ответить

Nyut Bary (@nyut)12 января 2018 21:45

@bedda, про деятельного человека и реальный мир - очень понравилось. Думала, у Гессе все более воздушно. Игру в бисер читана, но совсем не помню. Здорово, что вы с Людой нас просветили в этом месяце, мне очень в тему получилось

Ответить

Nyut Bary (@nyut)12 января 2018 21:46

@bedda, и плюсуюсь к PS)

Ответить

Людмила (@liu)12 января 2018 21:46

@Nyut, и не говори) Может ещё кто присоединиться)
@bedda, к своему удивлению, в этот раз при прочтении выделила только пару моментов, один из которых - это стихотворение о волке, очень уж оно мне в душу запало, хохотала сильно) А вот когда с Игрой в бисер дело имела, то у меня там были не только цитаты, но и целые конспекты мыслей.

Ответить

@liu, точно, у меня тоже не цитаты - конспекты получались) Причем все мысли важные, вторичных не было.

Ответить

@Nyut, Гессе, пожалуй, самый философский писатель из мною читанных) Игра в бисер меня очень увлекла самой головокружительной идеей: возможностью "разложить по нотам" все культурные и научные знания, способностью перевести математическую формулу в музыкальную фразу, например, то есть найти какую-то основу, закономерность, с помощью которой можно связать все абсолютно в мире науки и искусства.

Ответить

@don_passoa13 января 2018 1:42

@bedda, мне очень хочется сравнить эту книгу со "Стариком" Ю.Трифонова (ГГ - 50. девочки и мальчики). Трифонова я не читал вообще, но ваша рецензия снова разожгла давнее желание. Однажды я уже начинал читать "Старика", но был вынужден его оставить, т.к. нужно было возвращать книгу владельцу. Но все равно запомнилось, что ГГ Трифонова показался мне намного ближе и родней, чем Гарри - в т.ч. и по причине излишней "воздушности" романа Гессе (Nyut Bary, обратите, пожалуйста, внимание). Под воздушностью я понимаю намеренную отвлеченность от места и времени, непомерное количество снов и фантазий и прочей чертовщинки. @bedda, c какой книгой вы сравнили бы "Степного волка"? Или, как я, предвкушаете плодотворное сравнение?

Ответить

@don_Passoa, хороший вопрос) Наверное, Степной волк где-то перекликается с Тошнотой Сартра, там тоже экзистенциальный кризис, одиночество, тема самоубийства и обостренное ощущение пошлости жизни. Хочу прочитать "Записки Мальте Лауридса Бригге" Рильке, мне кажется, что можно будет сравнить. И подожду, когда вы сравните Степного волка со Стариком)

Ответить

Nyut Bary (@nyut)13 января 2018 13:09

@bedda, точно! идею эту смутно вспоминаю) мне нравится, какие книги ты выбираешь!

Ответить

@don_passoa13 января 2018 13:28

@bedda, благодарю за ответ. Беру книгу Рильке на карандаш (когда-то я воспользовался его дифирамбами в адрес "Нильса Люне", которого иногда с той поры перечитываю). С Сартром у меня пока что-то не складывается. Но попытка не пытка. - "Степной волк" схож с "Мастером и Маргаритой" своей "чертовщинкой" (и тем, что в нем говорится о Гермине и о любви), но не более того - все остальное в этих романах их разделяет, а не объединяет.

Ответить
Похожие рецензии
@ttcyonker Okonoma 2 мая 2014
Да, эта книга непременно вызовет у вас множество переменчивых чувств, неоднозначных мыслей. Может быть, она вам не понравится, может вы будете в восторге, но ее ...Читать далее
@tinkooladik Тиночка Оладик 30 июня 2014
Мое знакомство с этим произведением началось около двух лет назад, но тогда, к сожалению, на каких-то ~15% (читаю в электронном варианте) оно и закончилось. Книга ...Читать далее
@frau_irhen 24 сентября 2014
Большинство книг Гессе автобиографичны и основаны скорее на личном опыте и переживаниях, чем на фантазии и выдумке. В «Степном волке» нашли отражение личностный кризис автора, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт