Рецензия на книгу Граф Калиостро от neveroff
Повесть Алексея Толстого, которая стала основой для сценария легендарного фильма "Формула любви".
Сюжет: некий дворянин Алексей от большого ума и еще большего безделья мается дурью и влюбляется в портрет бывшей хозяйки поместья Прасковьи Павловны Тулуповой. Давно покойной. Ну влюбился и влюбился, чего там. Мало ли зацелованых портретов? От Джастина Бибера до Мэрлина Мэнсона. На любой вкус и цвет. Дориан Грей наверняка и свой собственный лобзал. А Нарцисс - зеркало.
Но у Алеши хотелка больше разумного выросла: он цапает мимо проходящего мага и кудесника графа Калиостро, который с ног до головы в неприятностях, и требует, чтобы картинка вот прям тут стояла во плоти и мило улыбалась...
Важный момент для характеристики нашего помещика: дама сердца ему нужна хрустально-воздушная. Никакие "барыня легли и ждут" ему не подходят! Надо чтобы просто стояла, а лесные звери и птицы прибегали к ней из своих естественных мест обитания любоваться расползающимся светом ауры.
Алексей Толстой неплохой писатель. И задумка этого произведения ему удалась. Но реализация немного прихромала. Не достаточно юмора, только намеки на него. Не достаточно раскрыты характеры героев. Особенно мало казалось бы важных лиц - самого Калиостро, тетушки Алексея, молодой жены графа. Об этой последней вообще мало что можно сказать, кроме того, что она все время хочет куда-то от кого-то бежать. Не факт что остановится даже сменив покровителя...
Невозможно не сравнить с фильмом Захарова. Что сказать - сценарист Григогий Горин взял и улучшил все слабые места. В основном с помощью хохм и сарказма. Ну вот пример одной и той же фразы.
В книге: "Камер-фрейлине Головиной вывел из медальона тень ее покойного мужа, и он с ней говорил и брал ее за руку, после чего бедная старушка совсем с ума стронулась…"
В фильме: "Фрейлине Головиной из медальона вывел образ ее покойного мужа, да так, что она его осязала и теперь вроде как на сносях…"
Принципиально разная подача одного и того же. И так везде.
Есть, правда, одно очень важное отличие в положительную сторону Толстого: в повести есть ощущение, что Калиостро обманщик, но оно только в формате сомнения, т.е. может да, а может и таки оканчивал Хогвартс. А вот в кино все более четко - в лучшем случае фокусник. Так что у автора все же есть интрига.
В целом - хорошо, что Толстой не стал писать роман. Полагаю, он бы запутался и заскучал. Не хватило к доброй каше масла и сахара. Сытно, добротно, но пресно.