Рецензия на книгу Шум времени от bedda

написала рецензию2 сентября 2018 8:25
Оценка книге:
9/10

#СВ1_2курс

Поразительная книга. Три кадра, выхваченных из жизни Шостаковича, три високосных года с разницей в 12 лет друг от друга - как трезвучие, определяющее особый музыкальный лад - советский, или мажорный минор.
"Быть русским человеком – значит быть пессимистом; быть советским человеком – значит быть оптимистом. Поэтому выражение «Советская Россия» внутренне противоречиво."

"Оптимистическая трагедия" - название пятой симфонии Шостаковича - словно отображает суть советской действительности и жизни самого композитора.
Оптимист по приказу сверху - таким приходится стать Шостаковичу, чтобы выжить. Таким он нужен партии - штампующим масскульт, поднимающий дух сталеварам и ткачихам. Искусство принадлежит народу (с), так что давайте нам песенки к кинофильмам, а ваше малопонятное высоколобое творчество, Дмитрий Дмитриевич, доверьте-ка ящику письменного стола, а лучше печке.

Барнс как-то просто и незамысловато заставляет почувствовать весь кошмар взаимоотношений творческого человека, наделённого талантом и совестью, с советской властью. Он не нагнетает обстановку спецэффектами, не давит на чувства и не выжимает слезу. Он просто буднично повествует. Но за этими незатейливыми описаниями обычных дней сквозит глухое отчаяние, бесконечный страх и муки совести.
Партия=насилие.
Время идёт, сменяют друг друга годы и рулевые у штурвала. Но насилие остаётся. Изменяется только его форма. Прежний страх физического уничтожения уступает место пониманию, что иной раз остаться в живых - ещё страшнее. Власть не оставит в покое, она сделает все, чтобы человек постоянно ощущал себя ничтожной малодушной скотиной.

“Матушка Россия
Не берет насильно,
А все добровольно,
Наступя на горло.”

Поражает, насколько "русской" вышла книга у Барнса, как деликатно и с любовью подошёл он к работе с биографическим материалом, какой предварительный труд проделал, чтобы роман получился достоверным и живым.
Обилие реальных исторических лиц и деятелей культуры, географических точек, русских песен, поговорок, фильмов, специфических описаний и деталей - просто стопроцентное попадание в атмосферность. Огромный-преогромный респект автору.

Людмила (@liu)2 сентября 2018 14:38

Так довольна вниманием к этой книге, тяге и интересу к музыкальному)) Она мне постоянно на книжных полках в магазинах попадается, но не соблазнилась пока на чтение, слишком свежи воспоминания о литературе о Шостаковиче и прослушивании его музыки, пока достаточно. А как у тебя с его музыкой? Слушала что-нибудь, вдохновившись книгой?

Ответить

@bedda2 сентября 2018 18:09

@liu, слушала пятую симфонию и с удовольствием отметила про себя, что она мне знакома) Понимаю, с каким тяжелым сердцем Шостакович приделал к ней мажорный советский финал. Мне симфония нравится как раз своей минорной тревожностью. Да, и представляю себе, как его мутило от сочинения всяких киношных песенок.. А на Леди Макбет меня настоятельно зазывает в театр Катании одна дама, представь)

Ответить

Людмила (@liu)2 сентября 2018 19:06

@bedda, осталось дело за малым - покориться этим зазываниям, звучат они весьма привлекательно) От себя советую послушать Восьмой квартет. Не могу сказать, что твоерчество Шостаковича мне очень симпатично, оно неоднозначное и скорее иногда попадают под настроение некоторые мотивы, он больше для меня как символ отчаянной борьбы и выживания художника.

Ответить

Nyut Bary (@nyut)2 сентября 2018 19:08

Ничего в музыке не понимаю, но хочу!

Ответить

@bedda3 сентября 2018 9:32

@Nyut, там совсем не обязательно понимать в музыке, читай)

Ответить

@neveroff3 сентября 2018 15:58

@liu, если и тебе (профессионалу) Шостакович кажется неоднозначным, то представь каково просто любителям?))
Есть у него совершенно волшебные вещи (я, например, в свое время до дыр заслушал балетные сюиты), а вот с симфониями сложно все. "Заходят" только нечетные, что забавно. И то кроме третьей...

Даже Стравинский проще ложится на фибры души))

Ответить

@bedda3 сентября 2018 21:58

@neveroff, я пока сообразила, что это ты...)))

Ответить

Людмила (@liu)3 сентября 2018 22:05

@neveroff, думаю, что некоторым любителям и Шостакович очень даже может зайти - ведь это дело вкуса, а не профессионализма, ну и ещё настроения) Понимание чьего-то творчества ещё не означает любви к нему. Стравинский для меня такой же неоднозначный, но я вообще чаще склоняюсь к аполлоническому началу в музыке чем к дионисийскому)

Ответить

@neveroff3 сентября 2018 22:52

@liu, видимо, истерика Стравинского мне ближе, чем депрессия Шостоковича. Но опять же - не везде и не всегда, тут ты права на 1000% про настроение.

Ответить
Похожие рецензии
@lorikieriki Катя Cat 7 ноября 2016
“"Интеллигенция и власть" — задача очень сложна: То ли кусать сапог, а то ли лизать.” Тимур Шаов В советское время искусство для власти стало еще ...Читать далее
@lanalana 16 августа 2018
#СВ1_2курс (Созидательное Средневековье) Картина первая: 1936 год. Ленинград. Ночь. Мужчина на лестничной клетке. Рядом чемодан. Он с волнением ждёт лифт, но никогда в него не ...Читать далее
@oksanamore Оксана 14 сентября 2018
#СВ1_2курс Джулиан Барнс - очень приятное открытие для меня в этом году, и, на мой взгляд, его вполне заслуженно называют современным классиком английской литературы. Возможно, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт