Рецензия на книгу Вся королевская рать от mariya2806
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
Боже мой, этот роман просто потрясающий!
Основная тема – это, конечно же, тема нравственного выбора и ответственности.
Перед нами главный герой – Джек Берден. Именно его глазами мы видим окружающий мир, его чувствами проживаем происходящее, его эмоции – наш опыт. Именно сквозь призму восприятия и систему ценностей Джека Бердена мы видим Вилли Старка (Хозяина) и его политическую карьеру. Сам Вилли представлен вроде бы как главным героем, но по факту является лишь контекстом, как и весь сюжет в принципе.
Позволю себе не согласиться с предыдущими рецензентами: язык романа просто замечательный. Именно такая «нервная» и «дерганая» манера повествования позволяет читателю глубже проникнуться личностью Джека.
О чем же этот роман? О Джеке. О его прошлом, настоящем и будущем. На примере Джека мы видим процесс развития личности. С самого начала романа мы знакомимся с Джеком Берденом, «правой рукой» губернатора Вилли Старка. Он, в прошлом успешный корреспондент, умен, расчетлив, преданный друг и исполнительный подчиненный губернатора Старка. Джек убежденный идеалист («неважно, что вы делаете и что творится вокруг вас, ибо все это нереально»), он уверен, что человек – это лишь набор физиологических характеристик и рефлексов («все имена ничего не значат и все наши слова ничего не значат, а есть лишь биение крови и содрогание нерва, как в лапке подопытной мертвой лягушки, когда через нее пропускают ток»).
Хозяин же властный, честолюбивый, склонен к популизму. Когда-то Вилли был простым фермером, учил ночи напролет законы, а затем пришел к власти, рассказав избирателям правду о своих оппонентах-политиках: о том, каким образом фактически «фальсифицируют» выборы, о том, как покупают голоса, о коррупции среди чиновников. Он ведь и действительно верил в свою правду и ценил ее. Но главное, что он понимал: штат требует перемен, а свершить перемены, не запачкавшись самому, невозможно.
Джека и Вилли связывает эта правда о и невероятный цинизм.
Вот что Джек думает про Хозяина: «Его интересует Вилли. Очень просто и непосредственно. А если человек интересуется собой очень просто и непосредственно, так, как интересуется собой Вилли, то он называется гением. Только недоделанные Патоны интересуются деньгами. Даже тузы, которые действительно умеют зарабатывать деньги, деньгами не интересуются».
В погоне за губернаторским троном Хозяин поручает Джеку нарыть компромат на судью Ирвина, когда-то воспитавшего Джека и фактически заменившего ему отца. «Человек зачат в грехе и рожден в мерзости, путь его – от пеленки зловонной до смердящего савана. Всегда что-то есть», - убежден Вилли. И Джек ему верит. И Джек находит «что-то». И Джек встает перед выбором: что делать с тем, что он нашел? Отдать судью на растерзание Вилли Старку? Но ведь судья почти родной человек. Сказать Вилли, что ничего не нашел? Но как же тогда идеалы, честь, правда?
А что есть правда и стОит ли она того, чтобы ее знать?
Наверное, именно этот момент, вкупе с некоторыми другими поворотам сюжета (в романе есть и любовная линия, и она совершенно ненавязчива и прекрасна, что не может не радовать) и становится переломным в жизни Джека. В нем появляются проблески того, что принято называть душой: он обращается к своему прошлому и находит, казалось бы, опровержение своему идеализму. Он вспоминает бывшую жену: «Пока я рассматривал Лоис как красивую пухленькую, темпераментную душистую машину для возбуждения и удовлетворения моих желаний (а на такой Лоис я и женился), все шло прекрасно. Но стоило мне отнестись к ней как к человеку, и начались неприятности… Я любил машину Лоис, как любишь сочное филе или персик, но я, безусловно, не любил Лоис-человека». Он начинает понимать, что «правда – ужасная вещь. Ты пробуешь ее носком, и она – пустое место. Но стоит тебе зайти немного глубже, и она затягивает тебя, как водоворот. Сначала тяга так слаба и равномерна, что ты ее почти не замечаешь. Затем – рывок, затем – головокружительное падение во мрак. Ибо есть мрак правды. Говорят, что это ужасно – отдаться на волю божью. Теперь я готов в это поверить».
Тем не менее, Джек продолжает действовать, исходя из своих «идеалистических» устоев, правда уже с некоторыми оговорками. Однако эти действия приводят к фатальным результатам. На самом деле, можно долго рассуждать, к каким бы последствиям привели действия Джека, поступи он иначе, но сути это не меняет: ответственность за результат несет он сам.
«…вдруг я понял, что пытаюсь сделать Дафи козлом отпущения, взвалить на него свои грехи, отмежеваться от Дафи, – и пиршество героизма отрыгнулось кислотой и желчью, я почувствовал, что влип, увяз, запутался, застрял, как вол в болоте, как муха в липучке».
В конце концов на нашего героя находит озарение, он осознает последствия своего выбора.
Но какой ценой…
вы так хорошо написали рецензию, что я почти побежала читать, но чувствую, что не понравится
@loki, Спасибо, мне очень приятно) на самом деле, я бы не стала ее советовать прям всем прочитать, книга специфичная и может "не зайти".