Рецензия на книгу Коллекционер от m--i--z
Очень долго я ходила вокруг Фаулза и все не решалась начать с ним знакомство. А потом увидела очень интригующий обзор на "Коллекционера" на буктьюбе и решила, что пора.
Коротко о сюжете: Фред Клегг, работает делопроизводителем в Ратуше и коллекционирует бабочек. Он живёт с тетей и ее дочерью-калекой и производит впечатление приятного молодого человека. Но у него есть маленькая тайна: уже очень давно он влюблен в свою соседку. Но он боится ей в этом признаться, потому что понимает, что между ними пропасть, как денежная, так и интеллектуальная. Все меняют скачки: однажды он выигрывает огромную сумму денег и решает, что если он привезет свою возлюбленную к себе и она с ним поживет и узнает его получше, то она обязательно его полюбит. И, собственно, однажды свой план осуществляет.
Завязка у книги интересная. Не менее интересен способ описания действий: сначала мы видим мир глазами Коллекционера, затем мы видим все те же события уже глазами Миранды. И, само собой, в такой ситуации, читатель автоматически сочувствует жертве и осуждает преступника, а ведь есть за что. Читая его вариант изложения событий, ты понимаешь, что с Фредом что-то не так, он не совсем нормален по сравнению с обычными людьми.
Но большим открытием для меня стало то, что целиком и полностью Миранда мне не нравится. Редко попадаются такие книги, в которых ни один из героев не вызывает какого-то трепета или эмоционального отклика, но "Коллекционер" оказался одной из них. Безусловно, ситуация, в которой оказались герои, страшная. Коллекционер чокнутый. Но вот Миранда, она тоже не в норме.
Я постараюсь объяснить это без раскрытия сюжета, это скорее будет описание моего отношения к героине. Она - художник и все ее мысли особенно возвышенные и прекрасны. Но подозревать подвох я начала в тот момент, когда Миранда, увидев вазы, которые не кажутся ей красивыми, разбивает их и заявляет, что уродливые произведения искусства не должны существовать. Хм, это очень странная позиция, как по мне. Затем ей периодически срывает крышу от осознания собственной красоты. Она считает себя особенной и во многом лучше и выше других людей. Очень коробили эти ее размышления о том, как она красива, как умна, как опытна.
Но потом я прочитала такое, что заставило меня буквально подпрыгнуть. У Миранды есть знакомый художник. Она называет его Ч. В., так же его буду называть и я. Так вот. Она описывает, какой он необычный, как много она от него узнала, какой он прекрасный. А затем говорит: ну почему же он не моложе и не красивее?! Оп. С одной стороны, не так странно слышать такое от девушки, заявившей, что уродливое не должно существовать и что она - лучше всех. Но с другой стороны - она презирает Фреда, среди прочего, за то, что он не видит ее внутренний мир и не пытается понять, что он видит только ее внешность. И тут же ноет о том, что Ч. В. не такой красивый, как ей хотелось бы и старше ее в два раза (не так уж и страшно, скажу я вам, когда тебе 20 а мужчине слегка за 40, он же не немощный старик какой-то, в самом деле).
Книга мне понравилась сама по себе и по теме, которую она поднимает. Но вот ни один из героев не вызвал того сострадания или желания себя с ним ассоциировать, как в других книгах. Но читается легко и быстро, это плюс.