Рецензия на книгу Реквием по Мечте от neveroff
Наркоманская книга о наркоманах и наркотиках.
В романе есть четыре основных персонажа, чьи жизни хоть косвенно, но переплетены друг с другом, а также в обязательном порядке переплетены с зависимостью.
Гари Голдфарб и его чернокожий друг Тайрон Лав - молодые люди, подсевшие на героин. В начале книги парни еще пытаются сделать бизнес на "барбадосе", а не только колоться. Более того - они мечтают о "нормальном" деле, например, открыть кафешку. Но венам нужно больше и больше.
Мэрион Силвер - девушка Гари. Она художница, в меру талантливая. Хотела и могла бы добиться какого-то успеха. Но карандаши и мольберт сгорают в огне ломки...
Сара Голдфарб - мама Гари. Пожилая домохозяйка, целыми днями пялящаяся в "ящик". У старушки вообще сразу три зависимости: телевидение, калорийная еда, а позднее амфетамины. Дело в том, что Сара, как в свое время Фрекен Бок, мечтает попасть "в телевизор". Она решает, что ей необходимо сбросить вес, чтобы эта мечта осуществилась. Диеты не помогают, а таблетки - да. Вот так ненароком рождается наркоман №4.
Что у меня есть сказать:
1. Где-то до середины книги я был уверен, что поставлю не больше 2-3 баллов. Более того, жутко хотелось бросить этот кумарный притон. Но потом я понял, что мне хочется узнать куда дойдут персонажи. Точнее, куда - очевидно, вопрос в том - как. Т.е. история затянула, особенно линия Сары.
Говорю же - наркоманская книжка.
2. До последнего момента каждый из героев уверен, что в любой момент может соскочить и отказаться от смертельного кайфа. Просто "пока не хочу". Да уж. Как только человек не то что произносит, а думает такими форматами как "как только захочу, то...", это уже гарантия плотнейшей зависимости. И без помощи других и громадной мотивации он уже никуда ничего не бросит. Неважно что это - наркотики, алкоголь, еда, азартные игры.
3. Любопытный момент: до тех пор пока эти люди не захотели чего-то там добиться, они ведь были счастливы. Гари, Мэрион и Тайрон с относительно небольшими дозами, а Сара со своими шоколадными конфетами. Да, они зависимые и не слезли бы. Но, во-первых, темп распространения заразы скорее всего бы не наращивался, а вяло протекал как и раньше; а во-вторых, они получали от своей жизни удовлетворение. А как только навооброжали бог знает чего, то и покатились.
4. Название книги говорит нам о том, что если на одной чаше весов стоят мечты, желания, слова, а на другой - действия, то перевес должен быть всегда на стороне второй чаши. Иначе вот такая фигня случается. Мечтать о кафе или телешоу, но идти на поводу у сиюсекундной прихоти и елозить по венам или ругать холодильник... Ну и попадаешь туда, куда попадаешь. Не двигающаяся мечта - мертвая мечта.
5. В введении к роману автор рассказывает про Американскую Мечту, из-за которой больше страдает людей, чем достигает счастья. И намекает, что эти четверо как раз и гнались за этой мифической Американской Мечтой. И этим введением Хьюберт Селби-младший конкретно врет и, что хуже, сразу настраивает лично меня на неприятие своего текста. Потому что Американская Мечта это вовсе не кисельные реки с молочными берегами, и не вишни, сами падающие в рот, и не круглая шара, влетающая в форточку, и не халявная лотерея, сваливающаяся неожиданно. Изначально в это понятие вкладывали конкретный смысл - любой человек, вне зависимости от стартовых возможностей, имеет шансы достичь успеха. Вот Майкл Джексон с Мадонной или Майк Тайсон с Стивом Джобсом - это пример реализации Американской Мечты: люди из нищей среды приложили очень-очень-очень много труда и на выходе получили результат мирового масштаба. А считать, что эти книжные, пардон, ковырявшиеся в попе дебилы являются иллюстрацией к оной - маразм.
Кстати, я бы сказал, что сегодня это понятие Американской Мечты уже конкретно устарело. Точнее, не сегодня, а давно - с развитием Интернета. Сейчас приложив всего лишь пару тонн титанических усилий любой сможет реализовать себя в соцсетях или на Ю-тубе. Ну или хотя бы заявить о себе. Уже не нужно для этого ехать непременно в США.
По итогу: у Хьюберта Селби получилась демонстрация последствий приема наркотиков. Во всей жуткой красе. Даже "я всего разок" или "да я иногда, за компанию" с огромной долей вероятности приведут к психбольнице, панели, тюрьме или в лучшем случае - к кладбищу. Там хоть ненужно продолжать страдать и деградировать.
Но того, что он заявил во введении, про ту самую Мечту, у него показать не получилось ни разу. И не могло получится - никакого отношения одна тема не имеет к другой.
Однако, повторюсь, по началу книга намекала, что будет провал, а оказалась где-то средней, вполне читабельной.