Рецензия на книгу Анна Каренина от nnknataliya

написала рецензию29 мая 2020 18:01
Оценка книге:
10/10

Книга восхитительна, но с автором я не согласна.
*БИПОЛЯРОЧКА ВОШЛА В ЧАТ*

На первый взгляд всё кажется невероятно простым. Какие рецензии, какие рассуждения, какие мнения, о чем вы вообще? Ведь смысл, вот он, на поверхности, ало! Не изменяйте супругам, и будет вам счастье!

Адвоката для Карениной вызывали?

Начнем с главного. Действительно ли Анна любила Вронского? Или это всё плотское чувство, не имеющее ничего общего с возвышенным словом «любовь»? (Далее при чтении прошу в начале каждого предложения мысленно и самодовольно проговаривать фразу: «Я ЩИТАЮ…!».)

Анна любила. Главным доказательством этого является то, что она дала волю чувствам к Вронскому. Объясняю. Читателю с самого начала ясно, что Анна действительно любит своего сына Серёжу. Но затем она жертвует возможностью быть с сыном, ради Вронского. Кто-то захочет вывернуть эту ситуацию и скажет: «О какой любви к сыну может идти речь, если она в итоге бросила его?». Резонно, на самом деле, и мне нечего ответить на это. Но скажу лишь, что даже если всё так, то очевидно, что до появления Вронского Серёжа – это самая большая любовь Анны. И она не без страданий жертвует этой любовью.

Вторым доказательством я бы привела перманентность чувств Анны. Её любовь протянута через всю книгу. Разумеется, чем дальше, тем это чувство темнее. Но это и логично, потому что Толстой в принципе по мере повествования демонизирует образ Анны. Очень искусно, должна признать. Её падение кажется хоть и неизбежным, но таким медленным и постепенным, а потом «ХОБА!» и она уже прыгает на рельсы, движимая отчаянием и жаждой мести.

То ли дело Вронский. Мутный тип, ну правда. За девушками он забавы ради ухаживает, делает намеки, а потом, наивно хлопая глазками, говорит: «А я что? Я ничего!». Ну ладно, он так не говорил, но образ мыслей у него примерно такой. А если анализировать его отношения с Анной, то меня совсем не по-литературному бомбит, простите. Хотя бы потому, что Вронский Анну не любит, не в начале. С его стороны отношения с замужней женщиной – это блажь, и Вронский сам рассуждает о престиже и уважении, которые обеспечиваются ему среди приятелей и однополчан этими незаконными отношениями. Потом Вронский предпринимает попытку самоубийства из-за той же Анны и казалось бы на этом моменте я должна была вполголоса и с восторгом проговорить: «Вот это любовь!», но нет! Потому что Вронский не от любовной безысходности стреляется, а от унижения, которое он испытал по причине великодушного прощения Алексея Александровича Каренина. По итогу, думаю, Вронский искренне полюбил Анну. Но я это заметила только в последней трети книги. До этого – сплошная игра и притворство.

Вернемся к Анне. Она бросает вызов обществу (бравада, конечно, но тем не менее) даже после своего падения, как бы говоря, что она не раскаивается, да в принципе считает, что раскаиваться не в чем, потому как то же общество настолько же порочно, насколько и Анна, а приличия – всего лишь фасад.

И вот интересно, даже для той эпохи, реакция света на отношения Анны и Вронского не должна была быть такой категоричной. Толстой гиперболизирует эту реакцию. Зачем? У меня две гипотезы: первая – чтобы демонизировать Анну еще больше, демонстрируя, какое наказание ждёт падшую женщину, а вторая – чтобы обнажить лицемерие общества, которое лишь прикрывается вуалью приличий и условностей. Какое из предположений верно? Вероятнее всего, оба варианта, просто первый приоритетнее второго.

Толстой мастерски прописывает и развивает персонажей. Постепенно мы видим, как изменяются Вронский и Анна под давлением общества и условностей. Какое влияние на них обоих оказывает положение, в котором они оказались. Моё мнение тоже постоянно менялось, порой, на диаметрально противоположное предыдущему.

Толстой всю книгу ведёт Анну дорогой порока к заслуженному концу.
Но для меня смерть Анны – это ни в коем случае не восторжествовавшая справедливость, когда бессовестная женщина, наставившая мужу рога, получает по заслугам. Это трагедия, символизирующая безысходность её положения.

Сам текст прекрасный, слог изумительный, хоть и тяжелый, так как Толстой очень дотошен, за это его и любят, но и за это же ненавидят (десятиклассники, например). Герои самодостаточные, прописаны с присущей Толстому скрупулезностью. Да и линия Анны и Вронского и тема брачной неверности – не единственные в произведении. Толстой очень много и очень глубоко рассуждает о религии, браке, материнстве, смысле жизни, крестьянском вопросе, даже затрагивает вопрос об эмансипации женщин. И, как по мне, Толстой довольно навязчив в своих мнениях, а я сама так часто была не согласна с ним, что порой обиженно откладывала книгу с истеричной мыслью: «Ой, всё!» и потом не прикасалась к ней на протяжении нескольких дней.

Но, несмотря на вышеперечисленное, я не могу отрицать гениальность автора.

Толстой хотел написать об адюльтере. Написал. Снимаю шляпу, исполнение блестящее. Я правда в восхищении.

Катя (@katzhol)29 мая 2020 19:46

"Не изменяйте супругам, и будет вам счастье!"
Я бы сказала так: Вступайте в брак с теми, кому не захочется изменять".
Хотя, конечно, в мире всё условно...

Ответить

@nnknataliya30 мая 2020 11:41

@katzhol, отвечу вам другой, довольно затасканной в разных вариациях фразой: "Не узнаешь, что такое любовь, пока не полюбишь по-настоящему". Хотя само по себе высказывание абстрактное, конечно)
Так что и с вашей точкой зрения не могу не согласиться :)

Ответить
Похожие рецензии
@valtntina2676 Валентина 17 февраля 2014
Все семья счастливы одинаково и несчастны по своему. Все мы хотим быть любимыми и любить. Ужасно положение зависимой женщины. И выход Анна выбрала конечно не ...Читать далее
@rammherz Дмитрий Новиков 22 февраля 2014
Анна Каренина входит в школьную программу старших классов, но так уж вышло, в то время она прошла мимо меня. Да я знал суть, и естественно ...Читать далее
@inostranka 25 февраля 2014
Эта книга меня ломала каждой страницей. Блестящее произведение великого классика. Вся сущность человеческих отношений уместилась в одной книге. Что я могла сказать о произведении по ...Читать далее
Обложка Анна Каренина

Экранизации

(реж. Кларенс Браун), 1935г.
(реж. Дэвид Блэр), 2000г.
(реж. Рудольф Картье), 1961г.
(реж. Саймон Лэнгтон), 1985г.
(реж. Эдмунд Гулдинг), 1927г.
(реж. Джо Райт), 2012г.
(реж. Сергей Соловьев), 2008г.
(реж. Бернард Роуз), 1997г.
(реж. Маргарита Пилихина), 1974г.
(реж. Александр Зархи), 1967г.
(реж. Жюльен Дювивье), 1948г.
Лучшие книги - Топ 100
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт