Рецензия на книгу Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном от m--i--z
Я смогла прочитать книгу только со второго раза. В первый раз не пошло, но виновата в этом была я сама: я бросилась читать "Беллмен и Блэк" сразу после "Тринадцатой сказки" и ожидала чего-то такого же, запутанного и с загадкой. Но где-то после первой четверти бросила, потому что не происходило ничего. Нет, нам рассказывали о нелегкой жизни Уилла Беллмена, о том, как он убил грача, когда ему было 10 лет, о том, как он работал на фабрике дяди. Но основной завязки сюжета не было. Из аннотации следовало, что жизнь Уильяма должна измениться после того, как он заключит сделку с человеком в черном, но вот четверть книги позади, а этого события так и не произошло. В общем, я отложила книгу в долгий ящик.
Но недавно мне выпало много работы, монотонной, но не требующей концентрации, так что я подумала - а что, может быть попробовать второй раз? Уже зная, что это не вторая "Тринадцатая сказка".
Итак, основная завязка сюжета, а именно, сделка с человеком в черном, случается где-то на половине книги. За эту половину книги нам рассказывают почти всю жизнь Уильяма до того момента, как ему исполняется сорок: кого любил, кого потерял, на ком женился, сколько у него детей, как работал, что получалось, а что нет. Это все хорошо и прекрасно, но, напоминаю, за это время развития сюжетом толком и не происходило. Вот Уильям подстреливает грача из рогатки, потом нам рассказывают несколько фактов о грачах - а все остальное время мы читаем биографию человека, о котором и не хотели бы читать. То есть, зачем мне его биография, если я не знаю, какие события составляют сюжет? Обычно его выдают порциями, понемногу и к половине книги ты уже начинаешь искать ответы на вопросы, которые автор задал тебе в начале. А здесь и искать толком нечего, потому что вопрос только один: когда же уже появится человек в черном? Да, он мелькал вот тут пару раз, но где же то событие, про которое нам говорили в аннотации?
Примерно на половине книги незнакомец появляется, но только затем, чтобы снова исчезнуть. А мы опять остаемся внутри биографии о неинтересном нам человеке. Нет, написана она хорошо, но зачем? Какой бы пример привести... Вот Фродо должен уничтожить кольцо. И, пока он идет к цели, мы знакомимся с его характером, с его друзьями, все прекрасно и здорово, нам есть кому сочувствовать и почему. А представьте, если бы нам пересказали всю жизнь Фродо до юбилея его дяди и это заняло тысячу страниц, а Гендальф на празднике появился за двести страниц до конца. Зачем была вся эта биография, если мы не понимали, к чему нам этот герой?
В конце я ожидала чего-то эпичного. Не "вот это поворот", а хотя бы чего-то, что оправдало бы всю эту тягомотину. Но нет, все свелось к простой морали, которую ты и так понял уже странице к сотой.
Опять же, повторюсь, написано хорошо, но большую часть книги ты просто сидишь с покерфейсом и думаешь: "И что?". Наверное, опять же, виноваты ожидания, ведь если бы в аннотации подали все не как "жизнь круто меняется после сделки с незнакомцем в черном" (да не меняется она, Уильям как был трудоголиком, так и остался, только работал над другим проектом, а так все то же самое), а как историю человека или семейную сагу, например - ты бы хоть знал к чему готовиться. Конечно, я понимаю, что целевая аудитория у семейной саги и мистического реализма совсем разная и может так решили описать книгу, чтобы лучше ее продать, но такое себе.
Читать можно, но имеет ли смысл - думайте для себя сами, здесь больше о жизни человека и если вы ищете чего-то закрученного с запутанным сюжетом - то это не сюда.