Рецензия на книгу Первое Правило Волшебника от fermalion

написал(а) рецензию11 ноября 2014 22:32

(Рецензия на все 11 томов саги.)

Пусть читателя не смущает ни обложка, выполненная по всем канонам классического второсортного фэнтези, ни кричащая аннотация с не вполне русской «дорогой ценой», утверждающая нас во мнении, что перед нами продукт категории «Б»: на самом деле, книги Гудкайнда — это замечательный пример того, как рождение, не побоюсь этого слова, литературной бомбы, способно остаться почти незамеченным из-за недостаточной рекламы.

Преамбула повествования, мягко говоря, не впечатляет: у нас имеется Добрый Молодец (1 шт.) с мечом-кладенцом (1 шт.), Злодей Лютый (1 шт.), заседающий в далеком и страшном Дворце (1 шт.). Цель, конечно, понятна — и, забегая вперед, скажу, что она действительно такова, какой и кажется вначале, никаких неожиданностей не предвидится.
Кажется, что собрать из этих вот ингредиентов что-то свежее и по-настоящему интересное не проще, чем нарисовать радугу черным фломастером. Но Терри Гудкайнд справляется!
В начале книги, как говорится, ничто не предвещает беды — авторский язык достаточно пресный и достаточно простой для восприятия — не загружая читателя какими-то накрученными речевыми оборотами и сложнопроизносимыми именами с множеством дефисов и апострофов, автор постепенно вводит нас в курс дела.
Читать это не особенно интересно, но и не скучно; начало книги не вызывает никаких эмоций, служа только информативной, вводной частью.

Затем автор так же стабильно и плавно начинает раскручивать сюжетную линию главных героев — не переусложняя повествования, он вводит новых персонажей осторожно, одного за другим, тщательно выписывая их характеры и поведение.
Он ставит перед своими героями вполне определенную задачу, подробно объясняя на языке внутрикнижных диалогов, что и зачем нужно сделать, и почему нельзя сделать иначе. В строго рассчитанные моменты он путает героям все карты и сваливает на их головы самые неожиданные неприятности, но раз за разом помогает им выпутаться из самых изощренных ловушек, расставленных главным злодеем.

Повествование набирает обороты. Герои книги то и дело оказываются в новой для себя обстановке, требующей от них нового взгляда на вещи и нестандартных решений — и они принимают эти решения, всякий раз выпутываясь из, казалось бы, безнадежных ситуаций.
Сюжет «скроен» необычайно крепко: всему, что происходит в книге, всегда есть логичное объяснение — часто неожиданное, почти всегда оригинальное, иногда, быть может, слегка притянутое за уши, но всегда абсолютно логичное. Ничего не происходит внезапно, никакие «волшебники в голубом вертолете» не прилетают и не решают чудесным образом всех проблем — все происходящие события имеют свою хронологию, свои неожиданные повороты и переплетаются друг с другом самым замысловатым образом.

А история тем временем все усложняется и усложняется. Когда число действующих лиц постепенно подбирается к сотне, местом действия становится уже вся карта Старой Империи, а дерево «квестов» разрастается до неприличия, повествование принимает поистине эпический размах, превращаясь из скромной «камерной» истории про Одного Хорошего Парня в хроники целой войны многотысячных армий.

Военачальники и волшебники, драконы и принцессы, сестры Света и сестры Тьмы — у каждого, буквально у каждого персонажа есть свой характер и привычки, свои цели и методы их достижения. Им по-настоящему переживаешь и сочувствуешь, их по-настоящему ненавидишь — но ни один из них не воспринимается как «пушечное мясо», введенное в историю лишь для того, чтобы выбыть из нее ногами вперед в первой же кровавой стычке (привет Джорджу Мартину с его сотнями безликих статистов, ага).

Я не понимаю, как Гудкайнд это делает, но он это делает: он заставляет всерьез воспринимать своих персонажей. Относиться к ним как к живым людям. Всей душой ненавидеть мучителей главного героя и искренне радоваться его победе. Я уж и не помню, когда мне в последний раз хотелось буквально скрежетать зубами от бессилия и досады, читая про пленение главного героя.

Некоторые упрекают Гудкайнда в том, что в его книгах не прослеживается мораль, нравственные дилеммы и прочего рода «сражения не на полях битв, но в душах человеческих». С этим можно согласиться, но это совсем не плохо. Герои не испытывают душевных мук и проблем выбора вовсе не потому, что они инфантильны и поверхностны, а как раз по противоположной причине: они все — взрослые люди с устоявшимися взглядами на жизнь, и они твердо знают, чего хотят. Война — это не время выбирать сторону, это время действовать.

Размышления о вечном, о любви, о добре и зле присутствуют, но в строго дозированных количествах, необходимых только для более колоритного прописывания характеров персонажей.
В конце концов, если мы хотим духовности и нравственности, мы читаем Достоевского и Толстого. А беря в руки фэнтезийный роман, мы рассчитываем на сложный и интересный сюжет и захватывающие приключения — и книги Терри Гудкайнда нас в этом не разочаровывают!

Второй упрек, который часто приходится слышать — это замечания об излишней жестокости и физиологичности происходящего. Что тут сказать? Жестокости в книгах действительно много (о-о-очень много!), но она не излишняя. Жестокость помогает лучше прочувствовать характеры главных злодеев и проникнуться к ним более яростной ненавистью, что, в конечном итоге, повышает желание читателя поскорее прочесть о победе над этим злом.
Если человека ударить ножом — он умрет мучительно и кроваво. Нет смысла как-то ханжески обходить эту тему, выбирать косноясычные эпитеты для того, чтобы особо впечатлительные читатели не ощущали рвотных позывов. Война есть война. Кровь, пытки, бессмысленное насилие всегда и везде — конечно, неприятно, но такова неприглядная правда настоящих войн... Терри Гудкайнд не писал книгу для детей и не стремился сделать свой рассказ добрым и сказочным.

(Кстати, по поводу жестокости: сериал «Легенда об Искателе», снятый несколько лет назад по этим книгам, не имеет с ними совершенно ничего общего. В сериале все очень по-доброму, светло и юношески; в книгах же — мрачная жесть, кровища и кишки. Будьте готовы.)

Первая книга цикла имеет законченный сюжет. Беря в руки вторую, я опасался, что автор может «сдать», потому что трудно придумать что-то более захватывающее.
Прочитав ее, я понял, что ошибся: можно не только рассказать настолько же захватывающую историю, но и сделать ее еще более увлекательной!
Первые две книги — это две полностью рассказанных, законченных истории. «Бросить» все еще не поздно. Но вот с третьей части и по одиннадцатую автор начинает рассказывать уже одну большую, целостную сагу. И вот тут уже — прости-прощай сон, еда и любимая работа: оторваться от сюжета, закручивающегося все более лихо, категорически невозможно.

В заключение добавлю пару капель дегтя, но, я думаю, все согласятся с тем, что это — просто придирки.
Во-первых, у автора иногда проскакивают не вполне подходящие времени и месту неологизмы: слово «бизнес» в устах недотепы-охранника слегка не вписывается в общий антураж. Но такое случается очень и очень редко — не исключено, кстати, что это вообще вина переводчика.
Во-вторых, ближе к последним книгам становится все сложнее вспомнить, что там было в начальных: история богата на события, а автор не утруждает себя напоминанием читателю, что там было и как даже в самых общих чертах. Поэтому все книги цикла советую читать подряд, не делая между ними значимых передышек, чтобы до самого конца помнить всю хронологию.

Здесь нет: эльфов и гномов, философствований и измышлений о вечном, эпичных рассуждений о природе добра и зла, какой-то особенной стилистики. Здесь также нет хитросплетений дворцовых интриг.
Здесь есть: колоритные, «живые» персонажи, явно-черные и явно-белые; запутанный и очень интересный клубок сюжетных событий, развивающийся в стандартных декорациях магического Средневековья.

Проглотил с колоссальным удовольствием все 11 томов за пару недель. Гудкайнд, пиши еще!

Похожие рецензии
@asury Екатерина Набоко 29 декабря 2013
Волшебный мир, созданный Терри Гудкайндом, поражает воображение. Приятное отличие «Правил Волшебника» от других книг жанра фэнтези – отсутствие уже поднадоевших эльфов, гномов и некромантов. Вместо ...Читать далее
@sergeevds Дмитрий Сергеев 24 июня 2014
Поскольку я не нашел отдельной ссылки на серию «Правила Волшебника», то буду писать тут. Пожалуйста, учтите, что речь идет не про первую книгу, а про ...Читать далее
@katerisha_168 28 июня 2014
Первая книга из цикла "Правил" на самом деле восхитительна. Начала читать без особого энтузиазма, но прочитав всего лишь пару глав влюбилась в главных героев и, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт