Рецензия на книгу Похождения скверной девчонки от bedda
—Fais pas le con, imbécile! (c)
Если бы эту книгу написал кто-то другой, то ее захотелось бы закрыть уже после третьей главы. Потому что ну невозможно же читать про безвольного мужика, которым сорок лет вертит как хочет откровенная стерва. А он всякий раз с готовностью раскрывает объятия, когда она появляется в перерывах между любовниками, чтобы отсидеться и зализать раны. И старательно вытереть ноги о единственного мужчину, который ее по-настоящему любит.
Но это Льоса. Даже такую незамысловатую ерунду он умеет подать с обалденным гарниром, отчего все блюдо превращается в настоящее лакомство.
Сорок лет болезненной любви Рикардо Сомокурсио к скверной девчонке протекают в разных географических локациях на фоне культурных и политических событий, социальных явлений, которые будоражат мир, и свидетелями (а иногда и непосредственными участниками) которых являются герои книги. За счет этого создается особая атмосфера, и рассказанная история приобретает такое любимое мной льосовское звучание. Отличным ходом является разбивание романа на главы-вехи. Каждая глава соответствует определенному периоду жизни Рикардо, в общем-то довольно упорядоченной и размеренной, но ровно до того момента, пока в нее не врывается его искусительница. Новая глава - новая ипостась скверной девчонки, новый ее любовник, новая геолокация, новый виток любовной страсти Рикардо и новый рубец на его сердце. Для каждой главы писатель создает также своих второстепенных персонажей, которые подчас намного интереснее и ярче главных героев. Именно благодаря им ощущается дух времени, и именно эти люди невероятно оживляют и украшают повествование.
Что могу сказать о главной героине. Мнение о ней у меня менялось по ходу чтения. Перед моими глазами проплывали образы Клавы Климковой (В моей смерти прошу винить Клаву К.), Мисс Гватемалы того же Льосы, иногда даже Леди Л. Ромена Гари. Поначалу ее выходки вызывали интерес и местами казались забавными в своей циничности и не лишенными остроумия. Но где-то на четвертом любовнике я стала ощущать, что героиня вызывает у меня стойкую неприязнь. Определение «скверная» в отношении этой эгоистичной и глубоко порочной дамы зазвучало, скорее, как кокетливый эвфемизм. Финал кое-как примирил меня с ней, хотя неизвестно, поступила бы она так, как поступила, если бы не грядущая неизбежность. Скорее всего, нет. Так что плюсик в карму такой себе, с натяжкой. Хотя чисто по-человечески героиню все равно жаль - так глупо растратить свою жизнь в погоне за миражами.
Рикардо, несмотря на свою мягкотелость, лично у меня вызывал симпатию. Приятный, умный, эмоционально очень теплый мужчина, любитель театра и литературы. Не слишком амбициозный, это да, но свою детскую мечту о жизне в Париже осуществивший. Будь у него побольше воли и достоинства, ну или не повстречай он при таком-то характере объект своей любви, то мог бы быть вполне счастлив. Хотя с другой стороны, возможно, именно такая невротическая любовь ему и была нужна, чтобы встряхиваться как следует время от времени. Думаю не просто так Льоса рассказывает в романе о театральной постановке «Метаморфозы» про чудесное существо, которое «живет на вершине башни и все время пребывает в полудреме — жизнь в нем пробуждается лишь тогда, когда кто-нибудь поднимается по лестнице».
А где-то на второй половине книги я подумала, что может быть эта история вовсе не о похождениях, и даже не о болезненной любви на всю жизнь, а об одиноких душах, которые не умеют найти себе пристанище.